ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

163 любовных сцен определяющими становятся разрушительные процессы, происходящие в природе и в душе героев, охваченных страстью. В частности, в гончарововедении на проблемно-тематическом уровне страсти уделяется большое внимание Н.Д. Старосельская. Она находит противоречие в данном Гончаровым в письме к С. Никитенко определении страсти: «С одной стороны, страсть обнажает всё самое низменное в человеке, ведёт к «обрывам», «грозам», «бурям». С другой же - именно в ней явлен, по выражению Ф.М. Достоевского, «фатум любви», так же ведущий к гибельному, трагическому исходу, но «по иному пути» - по пути поклонения необычному, прекрасному» [Старосельская, 1995, 177]. И в другом, уже упомянутом письме: «Между тем я часто благословляю судьбу, что встретил её: я стал лучше, кажется, по крайней мере с тех пор, как знаю её, я не уличал себя ни в одном промахе против совести, даже ни в одном нечистом чувстве: мне всё чудится, что её кроткий карий взгляд везде следит за мной, я чувствую над своей совестью и волей постоянный невидимый контроль. .. я как будто встретил ангела на грязной тропинке жизни...» [Гончаров, 1980, VIII, 446] . Таким образом, страсть в понимании Гончарова - это стихия, завладевающая человеком полностью, подчиняющая его, одновременно с этим - это и идея, овладевающая умом и душой в равной степени. Ее приход внезапен, она кратковременна и обладает великой разрушительной силой для человека, принося ему боль и разочарование. Как одно из специфических характеристик ее называются бешенство и безумие. Человек состоит из разума и страстей: склонностей, желаний, целей. Это определяет индивидуальность человека, различие характеров, это проявление «природы» в человеке. Подлинная страсть не останавливается перед гибелью, преступлением, смертью. Это великая сила, но сила опасная. Лишь одна из всех страстей (открытая Спинозой) соединила стихийное и разумное, а именно - страсть познания, охватывающая всего человека, подчиняющая себе его желания. Это уже любовь к миру через желание постигнуть его. Но страсти не знают компромиссов, не считаются с установившимися нормами, они вламываются в повседневную жизнь и ломают её устои. В страстях заложено трагическое начало. Есть люди, как бы самой природой назначенные испытать её; для них она становится судьбою. Страсть настигает таких людей, как мгновенный удар (Например, Марк Волохов из «Обрыва». Наконец, страсть для Гончарова - ключ к человеческой природе. Она у Гончарова прежде всего светлая, это подъем творческих возможностей, бесконечное восхищение любимым существом, преданность и верность. Изучением страсти занимается в начале романа Борис Райский.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=