ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
159 которое вошло в мир Анны с любовью-страстью, в изображении расцвета ее яркой красоты и того покоряющего, жгучего обаяния, победоносного и нежного сияния счастья, которое раскрылось в ней, проявились жизнелюбие и гуманизм писателя. Любовь у Толстого поэтизирована и способна на безумства. Одновременно с этим это чувство характеризуется сложностью и высокой степенью запутанности. Оно как бы образуется из чувств стыда, радости и ужаса. Анна «не только не нашла слов, которыми бы она могла выразить всю сложность этих чувств, но не находила и мыслей, которыми бы она сама с собой могла обдумать все, что было в ее душе» [Толстой, 1928-1958, 18,158]. Такова же «любовь» в левинской фабульной линии. Писателя интересует не страсть сама по себе, а любовь в аспекте красоты и в связи с семьей и обществом. Рассмотрим эпизод встречи Левина и Кити на катке. Здесь любовь жизнерадостна, и это создается изображением «диалектики души» Левина, стремительного потока его чувств и мыслей, неизменно обращающихся к Кити и озаренных надеждой на счастье. Фактически герой испытывает те же чувства, что и Анна: радость и страх. Толстой показывает стремительную смену чувств, которые объединены им в концепте «любовь»: восторг, умиление при виде субъекта любви, счастливая растерянность, грусть, неудержимое счастье при виде улыбки Кити. Левинская любовь по сути своей тревожна и торжественна. Именно ей подчинены следующие мотивы: описание ясного морозного дня, и опущенных снегом старых кудрявых берез, и игры в лицах и фигурах конькобежцев, и светлых правдивых глаз Кити: «все освещалось ею, она была улыбка, озарявшая все вокруг» [Толстой, 1928-1958, 18,31]. Но концепт «любовь» не выступает у Л. Толстого изолировано, он показывается во всем спектре его взаимосвязей: яркое и сильное чувство, обладающее огромной властью над человеком, счастье взаимной любви, показано сложным, противоречивым, со сложными и подчас трудными взаимосвязями с требованиями морали, долга, с интересами других людей. Рядом с концептом «любовь» у Толстого (как и у Гончарова) стоят концепты «семья» и «брак». Через такое сочетание просматривается влияние мировоззрения писателя, его ценностная ориентация и философичность его мышления. Главнейший вопрос - что может быть дальше, возможные пути героев в жизни – разносторонне представлен в романе через судьбы других героев. Первый его ответ – это история Долли. Не смотря на постигшие героиню разочарования в любви к мужу, Толстой показывает ее счастливой, убедительно раскрывает высокий и благородный идеал женщины-матери. Отправляясь к обедне причащать своих детей Долли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=