ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

158 Разведем понятия. Как подмечено в одном из исследований по лингвистике уже в 21 веке, при сопоставлении концепта «страсть» с лексическим рядом « увлечение, влечение, влюбленность, любовь», наблю- дается одна закономерность исходная «семема страсть обозначает крайнюю степень проявления вышеуказанных чувств» [Валиулина, Улан- Удэ, 2006, 12] . Особые отношения складываются в связке семем « любовь - страсть» ( они более близки: «1) толкование семемы страсть дается как «сильная любовь», «безудержная любовь»; 2) данные семемы обладают общими семами «влечение» и «сильный»; 3) семемы любовь и страсть связаны на синтагматическом уровне, так как обладают общими эпитетами, моделями сочетаемости и метафорами; 4) любовь и страсть имеют общие ассоциации; 5) слова любовь и страсть связаны на эпидигматическом уровне, так как образуют общие производные единицы»)[Валиулина, Улан-Удэ, 2006, 12] . Причем в сознании читателя эти понятия передают одну сферу человеческих отношений. Но концепт « страсть» обозначает наиболее сильную степень проявления любви и «обладает собственными признаками, собственным семантическим пространством» [Валиулина, Улан-Удэ, 2006, 12]. Оба концепта встречаются в романах и И.А. Гончарова, и Л.Н. Толстого, как отражение части их мировоззрения и мировосприятия. Каждый из их героев на протяжении произведений испытывает различные стадии и формы любви. Сама «любовь», возникающая из глубин русской жизни и человеческого естества, представлена в крупных прозаических произведениях этих писателей достаточно ярко. Рассмотрим концепт «любовь» на примере романов Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и И.А. Гончарова «Обрыв». В своём исследовании «Идеи. Страсти. Поступки» В.Д. Днепров характеризует творчество Достоевского: «Писатель хочет дойти до конечного смысла фактов, а не согласовать их в систему, он противоречит себе ровно настолько, насколько противоречат себе факты». Как ни обособлены друг от друга творческие индивидуальности Достоевского, Гончарова, Толстого, но приведённое наблюдение почти в равной мере приложимо к каждому из них, особенно к тому обширному пласту проблем, которые можно вместить в концепт «любовь». Концепт «любовь» у Л.Н. Толстого достаточно частотен, представлен живо и ярко. Это, с одной стороны, и большое множество прекрасных слов о любви Наташи Ростовой, князя Андрея Болконского, Пьера, Николая и Сони из романа «Война и мир», и, с другой,– яркое, эмоциональное изображение любви в романе «Анна Каренина», любви в различных ее проявлениях, в том числе – и страсти.. Любовь Анны, вспыхнувшая подобно пламени и осветившая ее жизнь ослепительно-ярким светом, рисуется без тени аскетизма. В воспроизведении того захватывающе радостного ощущения жизни,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=