ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

157 С 2006 года на факультете русской филологии начала работу научная лаборатория «Концептуарий Л.Н. Толстого». В рамках лаборатории защищены и готовятся к защите кандидатские диссертации, выпускные квалификационные работы, посвящённые изучению концептов. В определении концептов мы руководствуемся тем, что концепт должен быть своеобразным нравственным принципом, нравственной ценностью. Методика исследования концепта включает: 1) изучение высказываний писателя на заданную тему, 2) исследование синтагматических, парадигматических, эпидигматических отношений ключевых слов, 3) рассмотрение образных оснований косвенных номинаций, репрезентирующих концепт. Для выявления специфики концептуализации проводятся сопоставления с узуальными репрезентациями. Т. В. Ушакова Ростов-на-Дону, Россия КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» В РОМАНАХ Л. Н. ТОЛСТОГО И И. А. ГОНЧАРОВА В данной статье под термином «концепт» будет подразумеваться «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает, в частности слово любовь, мы исходим из понимания того, что концепты не только мыслятся, они переживаются, а следовательно – в центре внимания эмоции как составляющая отражения авторской концепции любви. Отметить также в начале, в рамках современной когнитивной семантики, занимающейся активно исследованиями явлений внутреннего мира человека, что языковые репрезентации чувственной сферы человека, отмечают глубинное, архетипическое сходство образов внутреннего мира с внешним миром и в то же время исключительную сложность картины внутреннего мира человека, не совпадающую с образами физической вселенной и с научным знанием о психике. В поле зрения исследователей концепты «надежда», «вера», «счастье», «стыд», «любовь», «скука», «желания», «мечты» и других «фрагментов внутреннего мира индивида» [Валиулина, Улан-Удэ, 2006]. Концепт «страсть» характеризуется наличием нескольких значений в силу своей полисемантичности. Одно из значений определяется так (3): «Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения» [Словарь русского языка, 1999, 4: 282], то есть «крайняя степень проявления чувств в сфере любви между мужчиной и женщиной» . Заметим, что данное понимание в какой-то мере вступает в антонимические отношения с пониманием этого концепта в русской литературе 19 века, в частности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=