ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
118 словоупотребления в аспекте изучения развития русского литературного языка определенного периода. 5. Своеобразный «уход» от стремления вслед за современниками использовать «новую» лексику, отражающую приобщение к ценностям европейской цивилизации, может, по-видимому, расцениваться как отражение языкового и духовного максимализма Л. Толстого. Изучение и описание системы словоупотребления писателя (выбор определенных слов, их частотность, сочетаемость с другими словами) позволит воссоздать целостную картину этических и эстетических ценностей эпохи и отдельной языковой личности. С этой точки зрения «слово Толстого» еще предстоить изучить, чтобы понять, на чем основывалась сила влияния, которое он оказывал на своих современников. П. И. Мельников-Давыдов Борисоглебск, Россия ОПЫТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РАССКАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» Это произведение выполнено писателем 20 августа 1903 г. в Ясной Поляне и отличается по характеру стилистической доминанты от других его работ. Оно посвящено одной из острых социальных проблем того времени – жестокому и безнравственному обращению офицеров с солдатами. С целью выпуклого, рельефного изображения обозначенного конфликта автор строит композиционную организацию рассказа на основе контраста (на контрасте как ведущем композиционно-стилистическом приеме основан и роман «Война и мир»). В тексте произведения тематически и стилистически выделяются две части, противопоставленные друг другу как по художественной семантике, так и по ведущему эмоционально-экспрессивному тону. В первой части, более обширной, представлена картина бала, на котором рассказчик застает своего героя во всем блеске как галантного кавалера, а во второй он вновь сталкивается с ним, но уже в качестве палача, что и создает специфический контраст положительного и отрицательного в характере героя. Композиция субъектов речи в произведении построена весьма оригинально. В рассказе имеется повествователь, который выступает собеседником рассказчика, некоего Ивана Васильевича, который и знакомит слушателей с историей, коренным образом изменившей его жизнь: «Да, - сказал он. – Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра (Толстой, 558). С этой реплики рассказчика завязывается фабульная интрига повествования. Речевая структура текста представляет собой переплетение диалогических и монологических единиц.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=