ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

измерен,1Я’ как самоуважение, аутосимпатия и близость к себе (самоинте- пес), интегрируются в чувство позитивного или негативного отношения к себе [5] •Самоотношение отражает и определяет способы социального вза­ имодействия, переживания жизненных ситуаций и, в конечном счете, успех или неуспех в профессиональной сфере и жизни в целом. Самоотношение стихийно формируется с детства, интериоризируясь из внешних оценок взрос­ лых, и поэтому может ограничивать возможности взрослого человека, в том числе и учителя, затрудняет принятие себя и развитие доверия к себе в силу недостаточного самопонимания и неразвитости способности к рефлексив­ ному анализу жизненных, личностных, а затем и профессиональных ситуа­ ций. Учитель с неустойчивым, легко изменяющимся представлением о себе и своих возможностях, неуверенный в себе, с ощущением невозможности достичь поставленных целей, неспособностью принятия себя как личности, признания своей социальной и человеческой ценности трансформирует по­ добное отношение к детям. Как показывает наш многолетний опыт работы с педагогами, если своевременно помочь учителю в развитии позитивного самоотношения (принятия себя, уважения к себе и интереса к своему внут­ реннему Я), со стороны он позитивно влияет на воспитание в ребенке потребности в уважении, принятии и любви со стороны значимых взрослых. Это определяет возможность развития позитивного самоотношения ребен­ ка как будущего взрослого. Самоотношение учителя зависит от уровня развития его рефлексив­ ной культуры, включающей в себя культуру восприятия и анализа жизнен­ ных и профессиональных ситуаций, культуру переживания, позиций и на­ мерений, культуру убеждений и обращения к собственному жизненному и профессиональному опыту. Рефлексивная культура позволяет педагогу осмыслить ценностные основания отношения к себе и выступает критери­ ем и условием позитивного развития самоотношения, сознательного цен­ ностного отношения к учащимся. Поскольку изменения в личностном развитии происходят ю взаимоотно­ шениях с внутренним миром (интраперсональность) и внешним (интерперсо- иальность), то важно выделить интраперсональные и интерперсональные кри- ^рии личностного развития, связанные с развитием самоотношения учителя. измеряемы в личности, что открывает перспективу диагностики и последу­ ющей работы с учителями в направлении развития самоотношения — через познание себя и самосовершенствование. Назовем данные критерии. К интраперсональным критериям развития личности относятся: 1- Принятие себя, то есть признание себя, безусловная любовь, до- РИе, уважение, адресованное себе, отношение к себе как к личности, с°бной к самостоятельному выбору. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=