ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

а воздействовать на сердце можно только заразительностью примера» [2]. Толстой подчеркивал: «Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче ее, в отноше­ нии учителя к ученику» [3]. Поэтому одним из главных условий успеш­ ного развития личности ребенка является личностная зрелость взрослого, которая, как установлено современной психологией, реализует принципы конгруэнтности, эмпатии и безусловного принятия ребенка таким, каков он есть (К. Роджерс). Иначе говоря, личностное развитие ребенка обус­ ловлено способностью учителя к личностному развитию. Далее мы по возможности подробнее рассмотрим положения со­ временной психологии, позволяющие реализовать идею Л. Н. Толстого о необходимости самосовершенствования учителя. Что же препятствует учителю в том, чтобы он был открыт для развития, самосовершенствова­ ния путем анализа собственного опыта, который может обогащаться умениями принимать, сочувствовать, делать свободный и ответственный выбор? Поиск ответа на этот вопрос ведет нас к Л. Н. Толстому, назвав­ шему причиной собственное воспитание учителя: «...привыкли совсем к другому, в котором сами воспитаны» [4]. Переадресованная нашему времени и современному учителю проблема требует определить необхо­ димые условия преодоления собственного негативного опыта воспитания и образования. Путь преодоления также указан Толстым — самосо­ вершенствование, саморазвитие. В своих педагогических рассуждениях Л. Н. Толстой писал о правилах, необходимых для хорошего воспитателя работать над собой, постоянно совершенствоваться, ничего не скрывать от детей. Развитие личности воспитателя видится как совершенствование ду­ ховно-нравственного человека, который рождается в результате бескорыст­ ной любви к людям. В дневнике Толстой так описал способ обретения бескорыстной любви: познав любовь к себе, познать любовь к другим. Познание себя и путь обретения любви — сложные процессы лич­ ностного развития, которые особенно важны для педагога. Определяя личность педагога как сложное структурное образование, представляющее собой систему ценностей, смыслов жизни и профессиональной деятель­ ности, главное место в структуре личности педагога мы отводим самосоз­ нанию и самопониманию. Они проявляются в самоотношении на основе аутосимпатии, самоинтереса, самопринятия, самоуважения, уверенности в себе. Самоотношение педагога — это система эмоционально переживае­ мых смысловых образований, определяющих отношение субъекта к соб­ ственному Я (личностному и профессиональному). Одной из основных функций самоотношения является сигнализи рование о смысле собственного Я самой личности. Такие эмоциональные XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 98

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=