ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Педагогическое наследие А. Н. Толстого и современность ■j- /I . Са довска я Новоуральск ИЗМЕНЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ КАК ЗАЛОГ ЕГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Хочешь наукой воспитать ученика, люби спою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заст.шлял учить, наука не произведет воспитательного влияния. Л. Н. Толстой Носителем и проводником культуры в сфере образования в силу своего социального и профессионального статуса выступает педагог, вво­ дящий в систему жизненных ценностей, регулирующих индивидуальное и социальное поведение взрослеющего человека. В очерке о характере Яснополянской школы Л. Н. Толстой писал: «Как всякое живое суще­ ство, школа не только с каждым годом, днем и часом видоизменяется, но и подвержена временным кризисам, невзгодам, болезням и другим на­ строениям» [1]. Сегодня же школа оказалась в ситуации затянувшегося кризиса, перманентных видоизменений, которые обусловлены необхо­ димостью достижения нового качественного состояния образования. В педагоге как субъекте образования важна и его личность, и его профессионализм, выступающие факторами культурной среды развития учащихся. Обучаемый как субъект образования приобщается к знаниям 0 природе, обществе, культуре и самом себе, что создает для него основу Преобразования себя, реализации своих потенциальных возможностей и способностей. Так рождается индивидуальный путь развития, движение По которому сопровождается учителем. Подчеркивая, что у каждой души свой путь, Л. Н. Толстой придавал большое значение личности учителя и счи- 11ал>что «воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем, 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=