ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

увидел единственный путь, который способен вывести не только челове­ ка, но и человечество из трагического тупика. В 1909 г. он пишет: «Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему в воспитании. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь». Высшую задачу воспитателя Толстой, как и Сократ, видел в том, чтобы научить людей «взращиванию души», оказать помощь ребенку в его духовном движении [2]. В связи с этим возникает вопрос: какими качествами должен обладать учитель, чтобы выполнить высокую миссию — быть «путеводи­ телем» ребенка в его развитии? Одним из таких качеств является про­ фессиональная идентичность будущего учителя. Понятие идентичности в педагогическую науку пришло из психологии. Идентичность понимается как тождественность, как соответствие чему-либо или кому-либо. Американский психолог Э. Эриксон ввел по­ нятие идентичности как осознания себя, как постоянного и различаемого относительно других, определенного образа себя (индивида или группы) во всем многообразии отношений к миру, чувства адекватности и владе­ ния собственным Я. Идентичность, по Эриксону,— показатель зрелой (взрослой) личности. Под профессиональной идентичностью студента педагогического вуза понимается тождественность, соответствие его будущей педагогической деятельности, осознание себя в этой будущей деятельности, определенный образ себя как педагога во всем многообразии отношений к миру, к буду­ щим ученикам, к себе самому. Понятие идентичности актуализирует раз­ личение категорий свободы и необходимости, свободы и ответственности, гуманной педагогической цели и средств ее достижения [3]. В условиях современной действительности проблема формирования профессиональной идентичности студента педагогического вуза, способного к преобразовательной деятельности, приобретает особое значение в связи с общественной потребностью в социально ответственной, инициативной, Мобильной, толерантной и самостоятельной личности. Формирование профессиональной идентичности способствует разви- у будущего учителя устойчивой гуманистической системы ценностей, Потребностей, мотивов, интересов, убеждений, определяющей поведение Учителя, его отношение к ребенку, профессии и своему труду. Основой формирования профессиональной идентичности студентов Педагогического вуза могут стать творческие колшоненты, стратегии пе­ дагогической деятельности, разработанные Л. Н. Толстым: Педагогическое наследие Л.Н. Толстого и современность 95

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=