ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

А__ XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 К. Ю. Брешковская Тула ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Задачи дальнейшего развития российского общества и проблемы современного образования требуют внимательного изучения учеными — философами, педагогами, психологами педагогической деятельности и оценки ее эффективности. Смена парадигмы миропонимания обострила «вечную проблему образования — поиск идеалов» [1 ]. Слом нескольких идеологий, соци­ альные, политические, экономические изменения, происходящие в на­ шей стране, привели к кризису культуры, духовности, нравственности, охватившему различные слои общества. Итогом этого стал разгул наси­ лия, терроризма, обесценивание человеческой жизни. В этой ситуации было бы уместно обратиться к вековым духовным ценностям, к традициям русской и мировой мудрости, к гуманистичес­ кому наследию великих педагогов. Величайшие мыслители, философы, педагоги всегда, во все времена, ведущую роль в движении человека по пути жизни отводили воспитанию и педагогу-воспитателю. Среди них Л. Н. Толстой, философско-педагогическое наследие которого продолжа­ ет сохранять свое значение не как историко-культурная ценность, но как полноценное духовно-нравственное учение. К вопросам воспитания Толстой неоднократно возвращался в пос­ ледний период жизни. Главным вопросом для Л. Н. Толстого в этот период стал вопрос о смысле жизни и о нравственном воспитании. В воспитании, которое он понимал как духовное восхождение по пути жизни, Толстой 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=