ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. В. Корнеев, И. Д. Лушников, Ю. Б. Сенько, И. С. Якиманская и др.). А. С. Белкин разработал теорию витагенного (от лат. vita — жизнь) образования, то есть образования с учетом жизненного опыта ученика. По его мнению, жизненный опыт ученика — основа ценностного отно шения его к знаниям, приобретаемым в процессе обучения или жизне деятельности. Предложенная им схема источников витагенного опыта охватывает различные области жизни человека: искусство, литературу, свободное общение, среду, образовательный процесс, средства массовой информации, деловое общение [2]. И. С. Якиманская считает актуализацию жизненного опыта уче ника необходимым условием и основополагающей базой личностно-ори ентированного обучения в современной школе. Д. В. Качалов полагает, что витагенный опыт является средством воспитания у человека интереса к обучению. Е. И. Темникова рассматривает витагенный опыт как сред ство активизации его познавательной деятельности. В. А. Кривенко счи тает актуализацию витагенного опыта учащихся средством развития по знавательного интереса к изучаемым предметам. Мы же полагаем, что актуализация этого опыта является необходимым условием воспитания у учащихся ценностного отношения к произведениям музыкального искусства. Опора на витагенный опыт чрезвычайно важна в процессе музы кального обучения и воспитания. Художественное восприятие ученика основывается на его предшествующем опыте. Слушая музыку, ребенок способен пережить те чувства, которые хотел передать композитор. Од нако условия школьных уроков музыки не позволяют учителю в полной мере использовать скрытые резервы, заложенные в социально-бытовом и художественном опыте каждого ученика. Преобладание коллективных форм учебной деятельности не позволяет достаточно активно востребо вать индивидуальный жизненный опыт ученика. Возникает противоречие между необходимостью активизации жизненного опыта учеников и воз можностью его востребованности в полной мере. Отсюда вытекает пробле ма создания таких компонентов учебного процесса, которые позволили бы существенно активизировать жизненный опыт детей. В связи с этим не обходимо решить следующие задачи: исходя из теоретического анализа проблемы жизненного опыта человека, интерпретировать его сущность и структуру; изучить аксиологические и семиотические аспекты процесса восприятия и переработки человеком музыкальной информации, разра- XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=