ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

методологической и теоретической основой для педагогических воз­ зрений таких педагогов-дидактов, как А. Дистервег, Я. А. Коменский, Г. Песталоцци и др. Я. А. Коменский полагал, что основой, первой сТупенью познания внешнего мира надо считать ощущение, которое идет 0т объекта к субъекту и отражается в уме. И. Г. Песталоцци и А. Дистер- вег, разрабатывая принцип природосообразности, полагали, что вос­ питание ребенка должно согласовываться с его природой и уровнем культуры его времени. Отечественные педагоги XVIII—XIX вв. М. В. Ломоносов, К. Д. Ушин- ский, В. И. Водовозов, П. Ф. Лесгафт и Л. Н. Толстой отмечали значимость жизненного опыта в обучении и воспитании, в развитии ребенка. Остано­ вимся подробнее на взглядах Л. Н. Толстого. В своем труде «О народном образовании» (1 8 6 2 ) Толстой утверж­ дал, что обучение должно быть только ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Но школа, по его мнению, не только не возбуждает вопросов, она даже не отвечает на те, которые возбуждены жизнью. В качестве важнейшего фактора формирования личности и главного условия правиль­ ного влияния школы на становление мировоззрения ребенка Толстой рас­ сматривает связь школы с жизнью: «...задача школы... состоит в передаче всего выработанного и созданного народом и в отвечании на те вопросы, которые жизнь представляет человеку...» [5, 74]. Толстой большое значение придавал внешкольным источникам знаний (театру, литературе, газетам, музеям и т. д.). Он полагал, что «жизнь бес­ сознательным путем дает понятия, а школа сознательным путем приводит их в гармонию и систему» [4, 234]. Его идея, имеющая глубокие историчес­ кие корни, является актуальной и востребованной и сегодня. Тезис об укреплении связи обучения с жизнью развивал и Ю. К. Ба­ банский. Он считал необходимым условием накопления опыта ребенком просмотр телевизионных передач научно-образовательного характера, обсуждение этих передач в ходе уроков, ориентацию ребенка на чтение научно-популярных журналов. Связь с жизнью, по мнению Бабанского, Должна носить максимально активный характер. Процесс обучения и, особен­ но, внеклассные занятия по предметам должны открывать школьникам большие возможности для проявления общественной активности, содей­ ствовать накоплению социального опыта [1, 35]. Проблема актуализации жизненного опыта ребенка как важного фактора эффективности учебного процесса нашла широкое отражение в трудах современных отечественных ученых (А. С. Белкин, В. М. Богин, [je дагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность 111 81

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=