ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
методологической и теоретической основой для педагогических воз зрений таких педагогов-дидактов, как А. Дистервег, Я. А. Коменский, Г. Песталоцци и др. Я. А. Коменский полагал, что основой, первой сТупенью познания внешнего мира надо считать ощущение, которое идет 0т объекта к субъекту и отражается в уме. И. Г. Песталоцци и А. Дистер- вег, разрабатывая принцип природосообразности, полагали, что вос питание ребенка должно согласовываться с его природой и уровнем культуры его времени. Отечественные педагоги XVIII—XIX вв. М. В. Ломоносов, К. Д. Ушин- ский, В. И. Водовозов, П. Ф. Лесгафт и Л. Н. Толстой отмечали значимость жизненного опыта в обучении и воспитании, в развитии ребенка. Остано вимся подробнее на взглядах Л. Н. Толстого. В своем труде «О народном образовании» (1 8 6 2 ) Толстой утверж дал, что обучение должно быть только ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Но школа, по его мнению, не только не возбуждает вопросов, она даже не отвечает на те, которые возбуждены жизнью. В качестве важнейшего фактора формирования личности и главного условия правиль ного влияния школы на становление мировоззрения ребенка Толстой рас сматривает связь школы с жизнью: «...задача школы... состоит в передаче всего выработанного и созданного народом и в отвечании на те вопросы, которые жизнь представляет человеку...» [5, 74]. Толстой большое значение придавал внешкольным источникам знаний (театру, литературе, газетам, музеям и т. д.). Он полагал, что «жизнь бес сознательным путем дает понятия, а школа сознательным путем приводит их в гармонию и систему» [4, 234]. Его идея, имеющая глубокие историчес кие корни, является актуальной и востребованной и сегодня. Тезис об укреплении связи обучения с жизнью развивал и Ю. К. Ба банский. Он считал необходимым условием накопления опыта ребенком просмотр телевизионных передач научно-образовательного характера, обсуждение этих передач в ходе уроков, ориентацию ребенка на чтение научно-популярных журналов. Связь с жизнью, по мнению Бабанского, Должна носить максимально активный характер. Процесс обучения и, особен но, внеклассные занятия по предметам должны открывать школьникам большие возможности для проявления общественной активности, содей ствовать накоплению социального опыта [1, 35]. Проблема актуализации жизненного опыта ребенка как важного фактора эффективности учебного процесса нашла широкое отражение в трудах современных отечественных ученых (А. С. Белкин, В. М. Богин, [je дагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность 111 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=