ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

144 ^ XXIX Международные Толстовские чтения. Част » 2 Н. И. К орост елева Екатеринбург ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО Одной из проблем, рассматриваемых сегодня педагогической на­ укой, является оптимизация обучения и воспитания с опорой на общие интеллектуальные процессы и жизненный опыт учащихся. Одно из тре­ бований, предъявляемых к современным образовательным программам, состоит в том, что они должны «способствовать выявлению и структу­ рированию субъектного опыта ученика, его согласованию с социально значимым опытом» [6]. Понятие опыта развивали еще в античной философии Платон и Аристотель. Большой шаг в его понимании сделали в XVII в. Ф. Бэкон и Р. Декарт. Философ-педагог Д. Локк разработал эмпирическую теорию познания. В эпоху Просвещения Д. Юм развил идеалистическое учение о чувственном опыте. Ж.-Ж. Руссо полагал, что личный опыт ребенка обогащается при столкновении его с вещами в окружающей жизни. И. Кант подчеркивал, что опыт есть главный продукт нашего рассудка, с него начинается все познание. Л. Фейербах выдвигал на первый план опыт как первоисточник знания. В. Дильтей полагал, что всякая наука есть опытная наука. X. Ортега-и-Гассет определял жизненный опыт как «знание того, кем мы были». В истории педагогической мысли роль опыта в процессе воспита­ ния расматривалась и исследовалась достаточно широко и многоплз' ново. Философская трактовка проблемы опыта в познании явилась 80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=