ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
без нравственной основы знание ничего не значит, что человек, знающий все науки, но не знающий самого себя,— «жалкий невежда», чтобы быть чело веком просвещенным, надо познать самого себя, свое духовное «я». Толстой понимал под насилием в философском и религиозном смысле — делать то, чего не хочет тот, над которым совершается на силие. Отказываясь от насилия, мы обнаруживаем, по мнению Тол стого, любовь в той единственной форме, которая доступна человеку. Придя к выводу о ненасилии как истине любви, Толстой подвергает резкой критике насилие государства. Насилие в любой форме никогда нельзя оправдать. Принцип ненасилия, свободы Толстой рассматривает как основу для духовно-нравственного развития, так как нравственный облик чело века может быть сформирован только в процессе свободного развития. Ненасильственное воспитание представляется ему процессом реализации высоких нравственных качеств, природных задатков, заложенных в ре бенке от рождения. На основе глубокого изучения трудов философов разных поколений, правды жизни, на основе глубокого самоанализа он разрабатывает целую программу совершенствования человека, своего рода завещание потом кам, свод нравственных правил, к которым должен стремиться человек и по которым должен жить. Толстой пишет, что путь духовно-нравствен- ного совершенства человека не имеет завершенности, он постоянен, осу ществляется на протяжении всей жизни. «Считай себя всегда школьником-учеником. Не думай, чтобы ты был стар, чтобы учиться, что душа твоя уже такова, какой она должна быть, и не может быть лучше. Для разумного человека нет оконченного курса: он до самого гроба ученик» [9]. Для Толстого полноценный личностью является высокодуховный человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные цен ности. Именно люди труда являются лучшими носителями нравственно сти, лучших моральных черт: совестливости, благородства, уважительнос ти и гуманности. Он обозначил три ступени, по которым должен двигаться к совер шенству дух человека: «Первая ступень — борьба с ложным мировоззре нием, вторая — борьба с соблазном, т. е. явлениями, которые вызывают уродливую жизнь. И третья — борьба с грехами» [10]. Гуманист Толстой попытался определить свое нравственное кредо на основе опыта, накопленного человечеством. В письме к Ромену Роллану XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 _____ 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=