ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

без нравственной основы знание ничего не значит, что человек, знающий все науки, но не знающий самого себя,— «жалкий невежда», чтобы быть чело­ веком просвещенным, надо познать самого себя, свое духовное «я». Толстой понимал под насилием в философском и религиозном смысле — делать то, чего не хочет тот, над которым совершается на­ силие. Отказываясь от насилия, мы обнаруживаем, по мнению Тол­ стого, любовь в той единственной форме, которая доступна человеку. Придя к выводу о ненасилии как истине любви, Толстой подвергает резкой критике насилие государства. Насилие в любой форме никогда нельзя оправдать. Принцип ненасилия, свободы Толстой рассматривает как основу для духовно-нравственного развития, так как нравственный облик чело­ века может быть сформирован только в процессе свободного развития. Ненасильственное воспитание представляется ему процессом реализации высоких нравственных качеств, природных задатков, заложенных в ре­ бенке от рождения. На основе глубокого изучения трудов философов разных поколений, правды жизни, на основе глубокого самоанализа он разрабатывает целую программу совершенствования человека, своего рода завещание потом­ кам, свод нравственных правил, к которым должен стремиться человек и по которым должен жить. Толстой пишет, что путь духовно-нравствен- ного совершенства человека не имеет завершенности, он постоянен, осу­ ществляется на протяжении всей жизни. «Считай себя всегда школьником-учеником. Не думай, чтобы ты был стар, чтобы учиться, что душа твоя уже такова, какой она должна быть, и не может быть лучше. Для разумного человека нет оконченного курса: он до самого гроба ученик» [9]. Для Толстого полноценный личностью является высокодуховный человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные цен­ ности. Именно люди труда являются лучшими носителями нравственно­ сти, лучших моральных черт: совестливости, благородства, уважительнос­ ти и гуманности. Он обозначил три ступени, по которым должен двигаться к совер­ шенству дух человека: «Первая ступень — борьба с ложным мировоззре­ нием, вторая — борьба с соблазном, т. е. явлениями, которые вызывают уродливую жизнь. И третья — борьба с грехами» [10]. Гуманист Толстой попытался определить свое нравственное кредо на основе опыта, накопленного человечеством. В письме к Ромену Роллану XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 _____ 78

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=