ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
sriL' свое категорическое несогласие с тем, что у родившегося ребенка много отрицательных качеств. Идеализируя его природу, он утверждал, что от рождения ребенок представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, природ ное стремление его к знанию является важнейшим естественным усло вием, которое учителю необходимо развивать и оберегать. «Образование есть потребность всякого человека,— писал Толстой,— поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребностей» [7]. Занятия Толстого педагогикой были пронизаны глубокой верой в твор ческие силы, природные возможности детей. Он пришел к выводу, что ребенок от природы постоянно стремится к деятельности, проявляет активность, интерес к познанию окружающего мира. Природосообраз- ность обучения и воспитания означает знание того, в какой последова тельности следует осуществлять формирование личности, какие новые возможности возникают в различные возрастные периоды жизни ребенка. Естественность и природосообразность личности, по Толстому,— «не бед ность, а богатство души, хотя бы потому, что источник ее — природа — необъятен». Обучение и воспитание, не учитывающие природы ребенка, его естественного стремления к деятельности, активности, стремления по знать окружающий мир, не только не развивают задатки, но и способ ствуют их исчезновению. Как и К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой понимал, что игнорирование природных возможностей ребенка, внутренних законов его развития ве дет не только к теоретическим, но и к практическим ошибкам в воспи тании человека. Принцип природосообразности воспитания он возвел до уровня основы своей педагогической системы. Тезис о совершенстве ребенка от рождения Толстой положил в основу своих взглядов на природу детей. Такой подход способствовал усилению внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям, с одной стороны, а с другой — разрушал авторитаризм в воспитании личности. Народная школа замысливалась Толстым как школа нового типа, в которой ребенку было бы интересно учиться, в которой была бы созда на обстановка особого доверия и уважения между учителем и учени ком, чтобы ребенок учился в ней без принркдения со стороны учителей и родителей. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=