ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

__ XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 огромные природные возможности, давать образование и детям из про­ стого народа. Он подчеркивал, что народное образование является един­ ственной законной сознательной деятельностью для достижения счастья всего человечества. Толстой считал, что русская школа, педагогика должна быть под­ линно русской. Он говорил: «...я твердо убежден, что для того, чтобы русская система народного образования не была хрке других систем (а она по всем условиям времени должны быть лучше), она должна быть своя и не похожая ни на какую другую систему» [2]. К такому же выводу пришли А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. Они поставили вопрос о необ­ ходимости возрождения многовекового опыта русского народного вос­ питания и традиций, которые в XVIII столетии были оттеснены засилием западноевропейской педагогики, считавшейся наиболее развитой и фило­ софски обоснованной. После длительного изучения западноевропейской модели образования они также пришли к выводу, что российская систе­ ма образования должна быть своя, не похожая ни на какую другую систему. И. В. Киреевский утверждал, что Россия вслед за Европой получит мощный импульс в своем развитии. Она овладеет европейским опытом и станет «духовным вождем Европы». Западники, в частности Т. Н. Грановский, А. И. Герцен, настаивали на использовании в России европейской модели просвещения, кото­ рую считали самой универсальной и совершенной. Таких же взглядов придерживались и молодые профессора Московского университета, кото­ рые долгое время жили и учились в Западной Европе: К.Д. Кавелин, Д. Л. Крюков, С. М. Соловьев и др. Они стремились внести в русскую науку и высшую школу новые идеи. Старые профессора С. И. Шевы- рев, М. И. Погодин, И. И. Давыдов выступали против засилия идей «гнилого Запада», против немецкой философии, и в частности филосо фии Гегеля. Л. Н. Толстой внимательно изучал труды и славянофилов, и за­ падников, и ему во многом были близки взгляды не только первых, но и вторых. Их взгляды на школу в значительной степени совпадают Но каждый из них по-своему смотрел на будущее России. Герцен, Грановский и их единомышленники считали, что Россия нуждается во влиянии Запада. Толстой, наоборот, утверждал, что Россия распо­ лагает огромным потенциалом для своего развития, у нее свой, само­ бытный путь.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=