ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
__ XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 огромные природные возможности, давать образование и детям из про стого народа. Он подчеркивал, что народное образование является един ственной законной сознательной деятельностью для достижения счастья всего человечества. Толстой считал, что русская школа, педагогика должна быть под линно русской. Он говорил: «...я твердо убежден, что для того, чтобы русская система народного образования не была хрке других систем (а она по всем условиям времени должны быть лучше), она должна быть своя и не похожая ни на какую другую систему» [2]. К такому же выводу пришли А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. Они поставили вопрос о необ ходимости возрождения многовекового опыта русского народного вос питания и традиций, которые в XVIII столетии были оттеснены засилием западноевропейской педагогики, считавшейся наиболее развитой и фило софски обоснованной. После длительного изучения западноевропейской модели образования они также пришли к выводу, что российская систе ма образования должна быть своя, не похожая ни на какую другую систему. И. В. Киреевский утверждал, что Россия вслед за Европой получит мощный импульс в своем развитии. Она овладеет европейским опытом и станет «духовным вождем Европы». Западники, в частности Т. Н. Грановский, А. И. Герцен, настаивали на использовании в России европейской модели просвещения, кото рую считали самой универсальной и совершенной. Таких же взглядов придерживались и молодые профессора Московского университета, кото рые долгое время жили и учились в Западной Европе: К.Д. Кавелин, Д. Л. Крюков, С. М. Соловьев и др. Они стремились внести в русскую науку и высшую школу новые идеи. Старые профессора С. И. Шевы- рев, М. И. Погодин, И. И. Давыдов выступали против засилия идей «гнилого Запада», против немецкой философии, и в частности филосо фии Гегеля. Л. Н. Толстой внимательно изучал труды и славянофилов, и за падников, и ему во многом были близки взгляды не только первых, но и вторых. Их взгляды на школу в значительной степени совпадают Но каждый из них по-своему смотрел на будущее России. Герцен, Грановский и их единомышленники считали, что Россия нуждается во влиянии Запада. Толстой, наоборот, утверждал, что Россия распо лагает огромным потенциалом для своего развития, у нее свой, само бытный путь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=