ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность д Д. Шаталов Орехово-Зуево л н. ТОЛСТОЙ О НАРОДНОЙ ШКОЛР и ВОСПИТАНИИ личности Чем дальше отдаляет нас время от периода творения великим гени­ ем Л. Н. Толстым художественных шедевров, срилоссхЬг^о-пелагогичес- ких произведений, тем острее ощущается потреОность изучения этого уникального наследия. П. Проскурин пишет о нем, что «поднимаясь выше и выше в своем духовном и нравственном развитии, человечество Ьудет все чаще и ненасытнее припадать к этому источнику добра, надежды и гармо­ нии» [1]. В. В. Розанов после встречи с Л. Н. Толстым в Ясной Поляне в 1908 г. написал: «...все у него из “натуры”. А натура от Бога... Из отца с матуш­ кой, из глубинных недр земли, из темных глубин истории. Ведь из этих глубин вышли и Шопенгауэр, и Будда, и Соломон. Только Иисус не из этих глубин. И не сливаясь с Шопенгауэром, Буддой и Соломоном в Ясной Поляне прожил и живет четвертый около них не похожий, наш родной, мучительно-кровный; и он нам милее еврейских, немецких и индусских мудрецов». Толстой мог мужественно и открыто заявить царю: «Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям Народа где-нибудь в Центральной Африке, отдаленной от всего мира, но не требованиями русского народа, который все более просвещается об­ щим всему миру просвещением... Мерами насилия можно угнетать на- Р°А, но нельзя управлять им». Великого гуманиста и художника проблемы воспитания человека в°лновали на протяжении всей жизни. Все <*го стремления были направле­ ны на то, чтобы оЬразовыватъ русскии народ, в среде которого кроются 73

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=