ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

яснополянской школы за ноябрь — декабрь 1862 г., который вел Тол­ стой, сохранил описание таких моментов. Одним из самых любимых упражнений, имеющих большой успех в младших классах, было следующее: задавалось слово. Один ученик вы­ ходил за дверь, а из оставшихся каждый составлял фразу, в которой нахо­ дилось бы заданное слово. Выходивший должен был угадывать. Составле­ ние рассказов из заданных слов, игры по заданным словам, составление стихов на заданный размер — вот неполный перечень творческих игр- заданий, предлагавшихся Толстым учащимся. Последнее упражнение более всех других занимало старших учеников. В воспоминаниях учеников школы сохранилось описание катания с горок и «прешпекта» на санях, игры в снежки с учителем, веселых праздников — Масленицы и Святок. Атмосферу яснополянской школы, пронизанной духом, который спо­ собствовал расцвету творчества детей, прекрасно передает сохранивший­ ся рисунок ее ученика. На рисунке — сценка из жизни школы: игра «перетягивание каната». Среди играющих изображен сам Толстой. На рисунке надпись: «Милый человек Лев Николаевич». Предоставление детям свободы, возможности для самораскрытия способствовало тому, что даже самые запуганные дети переставали бояться и в них «распускался цветок понимания» — залог будущего творчества. Один из случаев такого расцвета душевных сил Толстой привел в истории с забитой крестьянской девочкой Марфуткой: «Когда все принялись расска­ зывать, я заметил, что Марфутка слезла с лавки с тем жестом, с которым рассказчики переменяют положение слушающего на положение расска­ зывающего, и подошла поближе. Когда все закричали, я оглянулся на нее: она чуть заметно шевелила губами, и глаза ее были полны мысли и ожив­ ления. Встретившись со мной взглядом, она потупилась. Через минуту я снова оглянулся,— она опять шептала что-то про себя. Я попросил ее рассказать, она совсем растерялась. Через два дня она прекрасно расска­ зала целую историю» [5]. Ярким примером творчества учащихся яснополянской школы явля­ ются рассказы, придуманные и записанные самими детьми. «Писать сочи­ нения составляет их (школьников.— Г. Т.) любимое занятие,— отмечал Толстой.— Как только вне школы старшим ученикам попадаются бумага и карандаш, они пишут... из головы сказку своего сочинения» [6 ]. Учи­ тель поощрял стремление детей к творчеству, в котором его поражало знание ими жизни и художественность ее изображения. «Это была не случайность, но созидательное творчество»,— писал он [7]. Дар писателя Международные Толстовские чтения. Часть 2 70

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=