ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

начинающего педагога научить их творчески мыслить. Воспитание твор ч еской , нравственной личности он считал главной целью народной шко- «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни Л®*1 оН всегда будет только подражать, копировать, так мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение э1Их сведений»,— справедливо утверждал уже в первый период своей педагогической деятельности Л. Н. Толстой [3]. Он понимал, что существовавшая в то время школа, основанная на зубреж ке и наказаниях, не способствовала развитию высших способнос­ тей человека — «воображению, творчеству, соображению», которые, по мнению А. Н. Толстого, имели основное значение в личностной сфере ребенка. Необходимо было выработать новые принципы и условия для развития творческой активности ребенка. Главным принципом развития творческих способностей и творчес­ кой активности в яснополянской школе стал принцип свободы и самосто­ ятельности ребенка. В педагогическом журнале «Ясная Поляна» Толстой публиковал статьи программного характера: «О народном образова­ нии», «О методах обучения грамоте», «Воспитание и образование», «Прогресс и определение образования», «Дневник Яснополянской шко­ лы» и др. Обращаясь к учителям, говоря о необходимости формирова­ ния творческого мышления учащихся уже на первоначальном этапе обучения, он делился мыслями о целесообразности приучения уча­ щихся к самостоятельной творческой деятельности при активной по­ мощи учителей. Важными условиями для развития творчества, по мнению яснопо­ лянского педагога, является участие самого ребенка в образовательном процессе, обстановка непринужденности, сотрудничества и эмоциональ­ ной привлекательности, а также свободный тип общения между учителями и учащимися. Новая школа, указывал Л. Н. Толстой, может быть создана только Тогда, когда учителя откажутся «от старого взгляда на школу, как на дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра ДРУгой поручик» [4]. Самому Толстому удалось создать в своей школе атмосферу есте­ ственных отношений между учителями и учениками, обстановку дея- Тельной и творческой работы учителя и ребенка. Частью жизни детей J* ‘5сгественным средством обучения в яснополянской школе стала игра. ^Нэовме моменты успешно вплетались в учебный процесс. Дневник Цедагпгическое наследие Л. Н. Толстого и современность 1 *^ — 69

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=