ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

В связи с такой постановкой вопроса возникает необходимость изме­ нения подходов к организации деятельности образовательных учреждений различного типа по развитию творческих способностей ребенка. В исследованиях Д. Б. Богоявленской и А. М. Матюшкина творчество определяется как некий выход за пределы наличной ситуации либо име­ ющихся знаний. В. Н. Дрркинин определил творческие способности как глубинные свойства личности в оригинальном видении проблемы, формиру­ емые под воздействием определенного комплекса условий микросреды. В трудах отечественных и зарубежных исследователей рассмотрены следующие вопросы развития креативности ребенка: творческое мыш­ ление в обучении, влияние художественного воспитания на развитие творческих способностей, решение творческих задач, возможности прямого обучения творчеству, методики обучения с целью развития твор­ ческого мышления дошкольников и др. (Е. В. Бодрова, Л. А. Баренбойм, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Никитин, Е. Г. Юдина и др.). В практике детских образовательных учреждений успешно реа­ лизуется средовый подход к развитию способностей детей: выявлены особенности развития креативности детей в условиях образовательной среды, разработаны принципы и параметры организации творческой пред­ метно-пространственной среды дошкольных и школьных учреждений, центров дополнительного образования; исследована аксиоматика средового подхода и функции среды в воспитании и развитии личности ребенка; в рам­ ках теории воспитательных систем рассмотрены вопросы превращения сре­ ды в воспитательное и развивающее пространство, исследованы проблемы развития творческих способностей ребенка в музейно-усадебной микро среде (Ю. С. Бродский, М. А. Волчкова, Е. А. Диченская, В. Н. Дружи­ нин, Т. В. Кузнецова, Ю. С. Мануйлов, В. С. Мухина, Л. И. Новикова, С. Л. Новоселова, Л. Б. Переверзев, Г. Н. Пантелеев, В. А. Петровский, Н. В. Хазратова О. В. Цаплина и др.). Вместе с тем проблема педагогических условий и технологические аспекты развития творческой активности ребенка остаются недостаточно разработанными в педагогике. В связи с этим особое значение приобр>етает обращение к истории педагогики, к опыту педагогов-гуманистов пред­ шествующих эпох, включая опыт яснополянской школы A. Н. Толстого ( 1 8 5 9 -1 8 6 2 ) . Задача «спасения тонущих будущих Пушкиных, осгрюградских, филя- ретов, Ломоносовых» , поставленная Толстым, включала в себя и стр ем л ен и е — XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 68

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=