ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
В связи с такой постановкой вопроса возникает необходимость изме нения подходов к организации деятельности образовательных учреждений различного типа по развитию творческих способностей ребенка. В исследованиях Д. Б. Богоявленской и А. М. Матюшкина творчество определяется как некий выход за пределы наличной ситуации либо име ющихся знаний. В. Н. Дрркинин определил творческие способности как глубинные свойства личности в оригинальном видении проблемы, формиру емые под воздействием определенного комплекса условий микросреды. В трудах отечественных и зарубежных исследователей рассмотрены следующие вопросы развития креативности ребенка: творческое мыш ление в обучении, влияние художественного воспитания на развитие творческих способностей, решение творческих задач, возможности прямого обучения творчеству, методики обучения с целью развития твор ческого мышления дошкольников и др. (Е. В. Бодрова, Л. А. Баренбойм, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Никитин, Е. Г. Юдина и др.). В практике детских образовательных учреждений успешно реа лизуется средовый подход к развитию способностей детей: выявлены особенности развития креативности детей в условиях образовательной среды, разработаны принципы и параметры организации творческой пред метно-пространственной среды дошкольных и школьных учреждений, центров дополнительного образования; исследована аксиоматика средового подхода и функции среды в воспитании и развитии личности ребенка; в рам ках теории воспитательных систем рассмотрены вопросы превращения сре ды в воспитательное и развивающее пространство, исследованы проблемы развития творческих способностей ребенка в музейно-усадебной микро среде (Ю. С. Бродский, М. А. Волчкова, Е. А. Диченская, В. Н. Дружи нин, Т. В. Кузнецова, Ю. С. Мануйлов, В. С. Мухина, Л. И. Новикова, С. Л. Новоселова, Л. Б. Переверзев, Г. Н. Пантелеев, В. А. Петровский, Н. В. Хазратова О. В. Цаплина и др.). Вместе с тем проблема педагогических условий и технологические аспекты развития творческой активности ребенка остаются недостаточно разработанными в педагогике. В связи с этим особое значение приобр>етает обращение к истории педагогики, к опыту педагогов-гуманистов пред шествующих эпох, включая опыт яснополянской школы A. Н. Толстого ( 1 8 5 9 -1 8 6 2 ) . Задача «спасения тонущих будущих Пушкиных, осгрюградских, филя- ретов, Ломоносовых» , поставленная Толстым, включала в себя и стр ем л ен и е — XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=