ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Педагогическое наследие Л.Н. Толстого и современность H'tCL Г"1 Г К- Трещилина Тупа РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ Л. Н. ТОЛСТОГО В период увлечения школой, ставшей для него «прелестным», «по­ этическим» делом, Л. Н. Толстой заметил: «Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице или в школе — то вы видите жизнера­ достное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли языком,— то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выра­ жением усталости и скуки, повторяющее одними губами чркие слова на чужом языке,— существо, душа которого, как улитка, спряталась в свой домик» [1]. Состояние отчаяния и страха, напряжения памяти и внимания Толстой назовет «школьным состоянием души», при котором подавля­ ются «все высшие способности ребенка — воображение, творчество, соображение» [2]. Сегодня, по данным Министерства образования РФ, более 50 % уча­ щихся средней школы не могут усвоить содержание образования. Совре­ менная массовая средняя школа, оставаясь на протяжении десятилетий сферой репродуктивного знания, не ориентирована на. развитие творческой активности ребенка, хотя эта задача часто декларируется администраци­ ями образовательных учреждений и педагогами-практиками. Вместе с тем совершенно очевидно, что любое государство испытывает потребность в творческих личностях. В условиях современных деструк­ тивных тенденций в российском обществе потребность в людях, обла­ дающих мощным творческим потенциалом, способных решать сложные ЭКон°мические, политические, научно-технические, социальные проблемы, ®°3растает. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=