ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Педагогическое наследие Л.Н. Толстого и современность H'tCL Г"1 Г К- Трещилина Тупа РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ Л. Н. ТОЛСТОГО В период увлечения школой, ставшей для него «прелестным», «по этическим» делом, Л. Н. Толстой заметил: «Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице или в школе — то вы видите жизнера достное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли языком,— то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выра жением усталости и скуки, повторяющее одними губами чркие слова на чужом языке,— существо, душа которого, как улитка, спряталась в свой домик» [1]. Состояние отчаяния и страха, напряжения памяти и внимания Толстой назовет «школьным состоянием души», при котором подавля ются «все высшие способности ребенка — воображение, творчество, соображение» [2]. Сегодня, по данным Министерства образования РФ, более 50 % уча щихся средней школы не могут усвоить содержание образования. Совре менная массовая средняя школа, оставаясь на протяжении десятилетий сферой репродуктивного знания, не ориентирована на. развитие творческой активности ребенка, хотя эта задача часто декларируется администраци ями образовательных учреждений и педагогами-практиками. Вместе с тем совершенно очевидно, что любое государство испытывает потребность в творческих личностях. В условиях современных деструк тивных тенденций в российском обществе потребность в людях, обла дающих мощным творческим потенциалом, способных решать сложные ЭКон°мические, политические, научно-технические, социальные проблемы, ®°3растает. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=