ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Педагогическое наследие А. Н. Толстого и современность Он вновь, как и в эпиграфе к «Анне Карениной», цитирует Евангелие: «Мне отмщение и Аз воздам» («Круг чтения», 5 сентября). В одной из бесед он так раскрыл смысл этих слов: «Наказывает только Бог, но через самого человека». Как к самому сильному и никем не опровергнутому аргументу против наказания Толстой неоднократно обращался и к еван гельскому рассказу о женщине, подлежащей избиению камнями. Толстой был убежден в том, что каждый человек должен «знать и помнить, что желание наказать “есть низшее, животное чувство, кото рое требует своего подавления, а не возведения в разумную деятель ность» («Круг чтения», 4 июля). Наказанию как форме насилия Л. Н. Толстой противопоставляет закон любви. Человек, который в детстве «понял счастье любви», научил ся «духовному наслаждению любви», он создал учение о любви как выс шем благе, источнике радости и высшем моральном законе, противосто ящем закону насилия. Когда Толстой пытался в самой краткой форме выразить суть своего учения, он говорил: «Закон жизни человеческой есть закон любви, да ющей высшее благо как отдельному человеку, так и всему человечеству» («В чем моя вера?»). Превращение любви в «закон жизни» означает абсолютную всеобщность и необходимость следования данной заповеди. Толстой убежден в том, что любовь несовместима с насилием, а значит наказанием. С Толстым был солидарен и В. А. Сухомлинский: «...Наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не пото му, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учите ля не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... воспитывайте детей без наказаний». Однако только сегодня педагогика любви и ненасилия набирает силу, и здесь многое еще предстоит сделать. Известный философ А. А. Гусейнов предлагает ряд принципов пове дения сторонника ненасилия («Этика ненасилия» и др.). Педагогам их можно адресовать в следующим виде: а) отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу с ребенком; б) критика своего поведения с целью выявления того, что в нем могло бы питать и провоцировать враждебную позицию ребенка; в) анализ ситуации глаза ми ребенка с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему сохранить лицо, выйти из конфликта с честью; г) борьба со злом,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=