ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
обращении родителей с детьми за их проступки. ...Как только замечалось раскаяние, наказание немедленно отменялось». При этом «у детей никогда не вымогалось обещание не повторять проступков и просьбы о про щении их. Откровенность и доверие детей к родителям развивались сво евременной лаской. Всем этим руководили сами родители. Наказание детей воспитателями безусловно возбранялось» [16]. С формированием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого его взгляды на наказание приобрели концептуально-системный харак тер. Наказание рассматривается Толстым в последний период его жизни как одна из самых страшных форм насилия, применяемая с целью под чинения человека воле того, кто осуществляет такое воздействие. Наказа ние, как и любое насилие, всегда применяется вопреки воле того, против кого направлено. Не случайно для Толстого наказание отождествляется со злом вообще. «Всякое наказание, прилагаемое к воспитанию,— читаем мы в “Круге чтения”,— основывается никак не на рассркдении и чувстве справедливости, а на одном дурном желании сделать зло тому, кто сделал зло тебе или другому» [17]. Наказание, применяемое в воспитании, по мнению Л. Н. Толстого, не только не содействует «улучшению» детей, но «произвело и производит неисчислимые бедствия, ожесточая детей, раз вращая общество и... лишая добродетель ее главной основы» («Круг чте ния», 4 июля). В толстовской концепции человека («Путь жизни» ) наказание от несено к соблазнам, то есть ложным представлениям об отношении людей к людям. Толстой был уверен, что наказание никогда не достигает цели, ради которой совершается. Обращаясь к этимологии этого слова, Л. Н. Тол стой пишет: «Наказывать — по-русски значит поучать. Поучать можно только примером. Воздаяние же злом за зло не поучает, а развращает» («Круг чтения», 5 сентября). При этом наказание вредно не только для того, кого наказывают (для него оно всегда жестоко-мучительно), но и для того, кто наказывает В конце жизни Толстой вновь обращается к вопросу о том, кто вправе вершить наказание (то есть достоин стать судьей), поставленному им еще в период работы над романом «Анна Каренина»: «Если допустить недопустимое, что человек имеет право наказывать, то кто же из людей возьмет на себя это право? Только те люди, которые пали так низко, что не помнят и не знают своих грехов» [18]. Л. Н. Толстой справедливо полагал, что большая часть бедствий людей происходит оттого, что грешные люди признали за собой право наказания XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 _____ 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=