ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность _ и на самих наказанных. Дети плакали, а «главный преступник, горбоно сый, с сухими чертами умного лица, был бледен, губы у него тряслись, глаза дико и злобно смотрели на радующихся товарищей, и изредка неесте с т в е н н о у него в плач искривлялось лицо» [9 ] . Толстой отмечает и пагубное воздей стви е наказания на дальнейшее развитие виновника проступка, кото рый с момента наказания стал «хуже учиться, и уже его не видно бывало в играх и разговорах с товарищами вне класса» [10]. Вскоре история с кражей и наказанием повторилась: этот же мальчик опять украл, ему навесили ярлык,— и вновь началась уродливая сцена «Я взглянул в лицо наказанного, еще более бледное, страдающее и жестокое,— продолжает рассказ Л. Н. Толстой,— вспомнил почему-то колодников, и мне так вдруг стало совестно и гадко, что я сдернул с него глупый ярлык, велел ему идти, куда он хочет, и убедился вдруг, не умом, а всем существом убедился, что я не имею права мучить этого несчастного ребенка и что я не смогу сделать из него то, что мне и дворникову сыну хотелось из него сделать. Я убед и л ся, что есть тайны души, закрытые от нас, на которые может действовать жизнь, а не нравоучения и наказания» [11]. Педагогический опыт привел Толстого к однозначным выводам: 1) «школа не должна и не имеет права наказывать»; 2 ) наказание бесполезно и неэффективно; 3) «мир детей., должен оставаться чист от самообманывания и преступной веры в законность наказания, веры... в то, что чувство мести становится справедливым, как скоро его назовем нака занием.,.» [12]. Исключительно редким явлением было наказание и в семье Толстых. Шурин писателя С. А. Берс в своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом дает описание «воспитания, которое Лев Николаевич давал своим детям до создания им своего учения» [13]. Отмечая, что воспитанием детей в пер вые годы совместной с Софьей Андреевной жизни руководил он сам, Степан Андреевич констатирует, что «взгляд Толстого на воспитание во Многом зависел от отношения его к произведениям и взглядам Ж.-Ж. Руссо. Если он не придерживался почти всему, что рекомендуется в произведении Эмиль”, то только потому, что жена его не могла выполнить этого, а сам °Н был постоянно занят своим трудом. Однако ему удалось осуществить некоторые идеи Руссо» [14]. Одним из главных принципов воспитания Dсемье Толстых стало «представление детям возможно большей свободы н отсутствие всякого насилия» [15], что вменялось в непременную обязан ность воспитателям при обращении с детьми. Наказание, если и применя- л°сь в исключительных случаях, «выражалось преимущественно в холодном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=