ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Б. Т. Лихачев, характеризуя наказание как «способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вред­ ной, безнравственной., деятельности», утверждает: «Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил пове­ дения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний самоконт­ роль, сознание недозволенности попрания интересов личности и обще­ ства..» [7]. Известный ученый называет и формы наказания: осркдение поведения нарушителя общественным мнением, выражение ему недове­ рия, недовольства, возмущения, отказ в уважении [ 8 ]. Вместе с тем многие выдающиеся педагоги-гуманисты (И. Г. Пе<г- талоцци, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский и др.) считали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний. Я. Корчак, отвергая все формы насилия в воспитании, считал опасными не только прямое, физи­ ческое, насилие, но и угрозы, необоснованные запреты, запугивание де­ тей и т. д. Важнейшими принципами его воспитательной системы стали: уважение личности ребенка и доверие к нему; безоговорочное соблюде­ ние прав ребенка, включая его право на ошибку. Не случайно Корчак создал образ детского учреждения — «клиники», «морального курорта», где должны вылечиваться «всякие недомогания души и тела». В. А. Сухомлинский считал воспитание без наказания не узко шк ным делом, а одной из важнейших проблем переустройства общества, «его тончайших и сложнейших сфер — человеческого сознания, поведе­ ния, взаимоотношений». В Павлышской средней школе воспитание без наказаний было принципом всего педагогического коллектива. В ряду великих гуманистов, активно выступавших против наказа­ ний, по праву стоит и имя Л. Н. Толстого. Из практики яснополянской школы он вынес отношение к наказанию как к произвольному и неспра­ ведливому воспитательному моменту, проявлению мести, следствию по­ спешности и недостатка уважения к человеческой природе. В статье «Ясно­ полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» с чувством стыда педагог Толстой рассказывает о форме наказания, придуманной детьми его шко­ лы: за ложь на кафтанчик обманщика пришивали ярлык с надписью «лгун», а за кражу вещей виновник получал ярлык «вор>. После оче­ редного наказания вора Толстой вдруг заметил не замечавшуюся им ранее злую радость в поведении детей, подтрунивавших над наказанными и требовавших усиления наказания. Другими глазами педагог посмотрел XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 62

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=