ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность Вм есте с тем отношение к наказаниям в педагогике далеко не однозначно. В авторитарной педагогике сложилось мнение, что в воспита­ тельном процессе поощрения должны уравновешиваться наказаниями. Ты­ сячелетняя история педагогики показывает, что многие поколения воспи­ тателей считали наказание антиподом поощрению и признавали его как важ ны й метод стимулирования и мотивации деятельности ребенка. Принцип «воспитания в добром наказании» эпохи Ивана Грозного, сформулированный Сильвестром и предполагавший телесные наказания, сохранялся на протяжении нескольких веков. Родителям предписывалось детей «любить и беречь и страхом спасать; уча и наказуя, и рассуждая раны возлагать» [2]. Автор «Домостроя» призывал родителей: «Казни сына своего от юности, и не будет покоить тебя на старости; не ослабевай бия младенца; если жезлом бьешь его — не умрет, но здоров будет; бия его по телу, душу его избавляешь от смерти...» [3]. Телесное наказание в разные исторические периоды было обяза­ тельным методом воспитания в образовательных учреждениях различных типов, включая элитные гимназии, лицеи, воспитательные дома и сирот­ ские приюты. Л. Н. Толстой, в 1860 г. совершивший «путешествие по школам Европы», везде видел «испуганных, изуродованных» детей. На него угне­ тающее впечатление произвела методика их обучения, воспитание в духе покорности, телесные наказания. В первые годы советской школы под влиянием теории свободного воспитания наказания были запрещены. Но этот период продлился недолго. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогики воспитания в коллективе, А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственнос- ти>тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их» [4]. Современные исследователи В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шия- НОв, признавая возможность применения метода наказаний «в любой форме» в целях стимулирования и мотивации деятельности ребенка «лишь в Исключительных ситуациях» [5], определяют наказание как «воздей­ ствие на личность школьника, которое выражает осуждение действий ИПоступков, противоречащих нормам общественного поведения, и при- нУ>Кдает учащихся неуклонно следовать им» [ 6 ]. По мнению авторов Учебника «Педагогика» (М., 2 0 0 2 ), наказание корректирует поведение 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=