ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Международные Толстовские чтения. Часть 2 А. А. Бурлакова Тула ПРОБЛЕМА НАКАЗАНИЯ В ШКОЛЕ И СЕМЬЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Наказание есть понятие, из которого начинает вырастать человечество. Л. Н. Толстой Наказывать или нет ребенка? Этот вопрос встает перед каждым, кто занимается воспитанием детей. Не является секретом тот факт, что наказание применяется многими родителями и педагогами-практиками, За последние годы значительно увеличилось количество детей, страда­ ющих от жестокого обращения взрослых. Ежегодно десятки тысяч детей убегают из дома и образовательных учреждений, по детскому суициду Россия занимает одно из первых мест в мире. Статистика свидетельствует: виновниками плохого обращения с детьми чаще всего являются родители (94 % ), из них 60 % — женщины, 40 % — мркчины. В последние годы получили широкую известность поистине трагические факты жизнедеятель­ ности многих детских домов и школ-интернатов России, в которых по отно­ шению к воспитанникам применялись различные виды наказаний: изоля­ ция детей, применение без показаний в целях «послушания» психотропных препаратов и болезненных уколов магнезии, помещение в психиатрические больницы «неудобных», слишком шумных или независимых воспитанников и пр. По данным прокуратуры, рукоприкладство с нанесением тяжких телесных повреждений и долговременные издевательства выявлены в каж­ дом пятом сиротском учреждении Санкт-Петербурга и области [1]. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом наказаний. Научные исследования показывают, что у детей, подвергшихся различным формам наказаний, развиваются тяжелые фи­ зические и психические отклонения. В медицине не случайно появился термин «синдром избитого ребенка». 60

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=