ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

0 5 легчить детям работу с новым материалом, не нанося ущерба созна­ тельности чтения. Слоги со стечением более чем двух согласных приводятся со страни­ цу 4 4 (сплю, стриж, сестра, Москва, встреча, горсть). К этому времени дети У>ке научились читать более длинные, трехсложные, слова. На фоне этих длинных, но более простых по слоговой структуре слов слова со стечением групп согласных не кажутся детям очень трудными: «Если я умею читать длинные слова, короткое слово тем более смогу прочитать!» Трудности, которые могут возникнуть и, разумеется, возникают у детей (непросто прочитать в словах сразу несколько согласных букв), психо­ логически снимаются умелым подбором дидактического материала. По­ степенно увеличивался и размер слов: сначала дети овладевали чтением четырех- и трехбуквенных слов, затем, со страницы 13, вводились пяти­ буквенные слова, и только со страницы 39 — трехсложные слова, причем сначала шли удобочитаемые слова в размере амфибрахия с обозначением ударного слога: работа, забота, ребята, телята, а затем трехсложные слова с ударением на других слогах: пастухи, мужики, ласточка, горница. Здесь автор-составитель азбуки Л. Н. Толстой все трудности как бы брал на себя: как лучше подобрать, расположить, сгруппировать слова, чтобы ребенок научился читать, шаг за шагом преодолевая барьеры, обу­ чаясь расшифровывать все новые сочетания букв. Литература 1. Толстой, Л. Н. Азбука. Новая азбука: 2-е изд., доп. / Л. Н. Толстой; Авт.-сост.: В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк.— М.: Просвещение, 1987. 2. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой; Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая).— М.: Педагогика, 1989. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность 59

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=