ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

все буквы, а потом учить читать: «Пишите мелом или углем на стене или на доске в самых больших размерах буквы... Указывая на них попере­ менно, называйте их, заставляйте повторять и потом спрашивайте. Не стирайте буквы, а старайтесь найти место, чтобы все буквы... оставались написанными на стенах классной комнаты» [1, 327]. Принципиально важной Толстой считал позицию предъявления буквы в тексте. С большой педагогической целесообразностью подбирал великий писатель дидактический материал для обучающихся чтению. На ступени слого-аналитического чтения для большинства детей единицей чтения является слог, для некоторых — слово. Большое значение в восприя­ тии читаемого текста имеет длительность слова, так как «поле чтения» начинающего чтеца составляет 4—5 букв. Большую роль играет также и внешняя форма слова: слова со стечением согласных поначалу зат­ рудняют чтение. Приведем в подтверждение лишь краткий анализ «Новой азбуки» Л. Н. Толстого. По его учебнику для обучения грамоте дети учились снача­ ла читать двусложные слова. Так, например, на странице 4 «Новой азбу­ ки»' единым списком даны 100 двусложных слов [1]. Из них 82 в разме­ ре хорея (Тула, зубы, муха, лупа) и 18 в размере менее привычного детям ямба (губа, душа, рука, луна, дуга), причем последние располага­ ются компактной группой в конце списка слов. Этот же принцип подачи материала можно проследить и на странице 7: нёбо, репа, море, сено, в конце — перо, село, весы, цена. На странице 14 все 40 двусложных слов даны в размере опять же более привычного хорея: кости, плечи, масло, груша, нитка, книга. Почему? Это первые двусложные слова со стече­ нием двух согласных, а сложности, по мнению Л. Н. Толстого, следует преодолевать в сочетании с более знакомым и легким материалом. Кстати, и порядок введения слов со стечением согласных также представляет определенный интерес. В «Новой азбуке» они впервые даны на странице 1 2 , причем сначала в односложных словах: рвы, дни, сны, рот, потом на странице 14 в двусложных словах в размере хорея, о которых мы упомянули выше. Начиная со странице 23 дети учились читать зак­ рытые слоги, причем опять же в строгой последовательности, с постепен­ ным нарастанием трудностей. Сначала читали слоги, заканчивающиеся одной согласной буквой (лов, рев, ров), затем — двумя согласными буква­ ми (волк, полк, мост) и, наконец, слоги с особой буквой Й: бой, вой, рой. Заметим, что данные слоги представляют собой самостоятельные полно­ значные слова. Великий русский писатель и здесь сумел до минимума XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=