ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

русского алфавита — согласный звук плюс [с] (бе, ве, де), Толстой тем самым как бы указывал на условность буквенных названий, если буквы со бр ан ы в алфавите или в какой-либо другой группировке. При этом он четко обозначил функциональное назначение буквы, которое она приоб­ ретает только в тексте. А что же в нашей действительности? По-прежнему абсолютное большинство методических систем по обучению грамоте рекомендуют проводить большую работу над буквой: правильно ее называть, учить стихи о буквах, загадывать о них загадки и т. д. Прямого отношения к формированию навыка чтения это опять же не имеет. Более того, современные первоклассники если и не умеют еще читать (а таких быва­ ет в первом классе немало), то уж буквы они знают все или частично. Однако в силу методической традиции по-прежнему большое количество учебного времени тратится именно на эту, как оказывается, не очень нужную работу. Не пора ли наконец внять советам гениального русского писателя ? И еще на одном, может быть самом важном, положении методи­ ческой системы Л. Н. Толстого хотелось бы остановиться. Один из пунктов его разногласий с приверженцами звукового метода состоял в том, в каком же порядке изучать буквы русского алфавита. Как известно, последние весьма большое внимание уделяли порядку изучения букв. Сначала они знакомили детей с буквами, которое обозначали «нетрудные» звуки, та­ кие, которые легко можно было выделить из потока речи и наблюдать их: гласные ( [ а ] , [о ]), фрикативные согласные ( [ с ] , [с’] , [ж ], [ф] ), смычно-проходные согласные ( [н ], [м ], [м’] ). Б последнюю очередь изучались взрывные согласные звуки ( [д ], [т ], [т’] , [б ]). Как видим, буквы изучались в порядке, продиктованном особенностями фонетического строя русского языка, который детьми вообще-то усваивается к моменту поступления в школу: звуки родного языка дети 6 — 8 лет артикулируют свободно, если только у них нет отклонений в развитии. Дети идут в шко­ лу, чтобы понять, как эти звуки обозначаются на письме, т. е. они хотят постичь механизм кодирования звучащей речи. Для Толстого не важен был порядок изучения букв. 15 января 1874 г. на обсуждении в Комитете грамотности его теоретического реферата о методе обучения грамоте на строгий вопрос Д. И. Тихомирова «Как вы знакомите учеников с буквами?» Толстой отвечал небрежно и коротко, явно давая понять, что это не принципиальный вопрос в деле обучения фамоте, В статье «Для учителя» он советовал сначала выучить с детьми Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность 1

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=