ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

имеет отношение лишь к одному из самых спорных разделов орфогра­ фии — переносу слов с одной строки на другую. Спорные же в лингвис­ тическом отношении темы, как правило, стараются не рассматривать в курсе русского языка начальной школы. Получается, что в сложившейся ситуации звуковая работа приобретает замкнутый характер, проводится как бы ради самой звуковой работы. Таким образом, можно утверждать, что звуковая работа в меньшей степени пригодна для формирования навыка чтения на уроках обучения грамоте, по крайней мере учителя не видят в ней для этого необходимо­ сти. Действительно, слоговая аналитическая работа, которая преобладает среди других видов звуковой работы, малопригодна для формирования навыка чтения. Однако этот вид звуковой работы преобладает над ос­ тальными видами. Почему? Думается, что зачастую учителя проводят звуковую работу формально, лишь отдавая дань традиции, не вполне за­ думываясь о ее назначении, не видя конечной цели того или иного звуко­ вого приема на конкретном уроке обучения грамоте. Полагаем, что эти данные заставляют нас еще раз внимательнее прочитать мудрые советы Толстого и по-другому структурировать сам процесс обучения грамоте. Обратим внимание на ехце одно весьма ценное методическое заме­ чание Л. Н. Толстого. Всем обучавшимся в школе известно, что совре­ менная методика обучения грамоте довольно много времени отводит на усвоение детьми правильного названия букв. Считается, что это не толь­ ко культурное знание (всякий грамотный человек должен знать назва­ ния букв родного алфавита), но и подсказка детям, чтобы они не смеши­ вали звук и букву. Однако во взрослой жизни ребенок обнаруживает, что особой важности названия букв не имеют. Более того, сами взрослые часто неправильно называют буквы, например при чтении аббревиатур. Так, ФСБ звучит как «фээсбэ», не не как «эфэсбэ», НЛО — как «энэло», а не «энэльо», и т. д. А ведь еще Толстой в статье «Для учителя» писал, что буквы можно называть по-разному, это не суть важно. «Для выучивания букв может быть употреблено большое количество приемов, начиная от заучивания букв по азбуке, называя их: аз, буки, веди, и до металлических букв, названных а-а, б-бе, в-ве, и т. д. Употребление какого-либо из этих при­ емов зависит от средств, находящихся под рукой учителя, и от привычек самого учителя» [1, 327 ]. Заметим, что сказано это было в пору почти сакрального отношения к букве — в 1872 г. Вводя свое название букв XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=