ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
п о лезн ее знать, для чего и как устроены многие вещи в мире. Из его п сс к а зо п дети узнают, «куда девается вода из моря», «как придумано электричество», «откуда берется тепло на севере» и т. д. Именно этими принципиальными соображениями руководствовался писатель, когда кри тиковал долгие умозрительные звуковые упражнения, которые якобы направлены на умственное развитие детей. Современная методика обучения грамоте, как известно, не отказы вается от аналитических и синтетических звуковых упражнений. Почти все современные буквари и азбуки предполагают так называемый подго товительный период обучения грамоте, во время которого дети еще до знакомства с буквами делят слова на слоги, слоги — на звуки, выделяют отдельные звуки из потока речи (слов и слогов), в слове выделяют опреде ленные звуки или все звуки подряд, дают им характеристику: гласные или согласные, звонкие или глухие, твердые или мягкие и т. д. Одним словом, за долгие годы накопился значительный арсенал звуковых приемов. В течение ряда лет мы пытались выяснить направленность звуковой работы. Мы наблюдали за уроками обучения грамоте, беседовали с учи телями, в течение четырех лет проводили анкетирование учителей на чальных классов. Удалось получить весьма любопытные данные. Так, абсо лютное большинство опрошенных учителей считают, что звуковая работа предназначена для формирования фонематического слуха учащихся или для пропедевтической орфографической работы (84 % ответов). Вариан ты ответов «Подготовка к формированию навыка чтения» и «Совершен ствование навыка чтения» оказались на последних местах в рейтинге ответов (42 % и 20 % соответственно). При ответе на вопрос «Когда учащиеся любят заниматься звуковой работой: а) до того, как овладели навыком чтения, б) после овладения навыком чтения?» многие учителя сознались, что редко над этим заду мывались, но подумав, 58 % из них ответили, что дети охотнее занима ются звуковой работой после того, как научились читать. По анкетным Данным, самым распространенным приемом звуковой работы является Деление слова на слоги (66 % ответов). Далее по убывающей идут при емы выделения определенного звука в слове и характеристика отдельного звука (48 % и 46 % соответственно). Трудно представить, в какой мере такой прием устной звуковой аналитической работы, как деление слов на слоги, способствует выработке навыка первоначального чтения. Думает ся, что он почти не оказывает влияния на этот процесс. Деление слов на слоги слабо связано и с пропедевтической орфографической работой. Оно Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность JMJsGs
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=