ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

п о лезн ее знать, для чего и как устроены многие вещи в мире. Из его п сс к а зо п дети узнают, «куда девается вода из моря», «как придумано электричество», «откуда берется тепло на севере» и т. д. Именно этими принципиальными соображениями руководствовался писатель, когда кри­ тиковал долгие умозрительные звуковые упражнения, которые якобы направлены на умственное развитие детей. Современная методика обучения грамоте, как известно, не отказы­ вается от аналитических и синтетических звуковых упражнений. Почти все современные буквари и азбуки предполагают так называемый подго­ товительный период обучения грамоте, во время которого дети еще до знакомства с буквами делят слова на слоги, слоги — на звуки, выделяют отдельные звуки из потока речи (слов и слогов), в слове выделяют опреде­ ленные звуки или все звуки подряд, дают им характеристику: гласные или согласные, звонкие или глухие, твердые или мягкие и т. д. Одним словом, за долгие годы накопился значительный арсенал звуковых приемов. В течение ряда лет мы пытались выяснить направленность звуковой работы. Мы наблюдали за уроками обучения грамоте, беседовали с учи­ телями, в течение четырех лет проводили анкетирование учителей на­ чальных классов. Удалось получить весьма любопытные данные. Так, абсо­ лютное большинство опрошенных учителей считают, что звуковая работа предназначена для формирования фонематического слуха учащихся или для пропедевтической орфографической работы (84 % ответов). Вариан­ ты ответов «Подготовка к формированию навыка чтения» и «Совершен­ ствование навыка чтения» оказались на последних местах в рейтинге ответов (42 % и 20 % соответственно). При ответе на вопрос «Когда учащиеся любят заниматься звуковой работой: а) до того, как овладели навыком чтения, б) после овладения навыком чтения?» многие учителя сознались, что редко над этим заду­ мывались, но подумав, 58 % из них ответили, что дети охотнее занима­ ются звуковой работой после того, как научились читать. По анкетным Данным, самым распространенным приемом звуковой работы является Деление слова на слоги (66 % ответов). Далее по убывающей идут при­ емы выделения определенного звука в слове и характеристика отдельного звука (48 % и 46 % соответственно). Трудно представить, в какой мере такой прием устной звуковой аналитической работы, как деление слов на слоги, способствует выработке навыка первоначального чтения. Думает­ ся, что он почти не оказывает влияния на этот процесс. Деление слов на слоги слабо связано и с пропедевтической орфографической работой. Оно Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность JMJsGs

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=