ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность — fl С. Сильченкова Красноярск ТОЛСТОЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Лев Николаевич Толстой много сил и времени отдал делу обучения грамоте крестьянских детей. Специально для этого он и написал «Азбу­ ку» и «Новую азбуку». Он мечтал, что «по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких». Как известно, в своей педагогической практике он применял оригинальный, им же со­ зданный метод обучения грамоте. Метод Толстого до сих пор никак не определен в методической науке. Его называли слуховым методом, слого­ слуховым, буквослагательным с элементами звукосложения, просто ме­ тодом Толстого, наконец пришли к мнению, что по «Азбуке» Толстого можно учить грамоте разными способами: слуховым, звуковым, букво­ слагательным и даже так называемым методом целых слов [ 2 , 13—14]. Думается, что до конца понять его идеи в этой области методики началь­ ного обучения русскому языку не смогли не только его современники, но и методисты более позднего времени, Весьма показательно, что современная педагогическая ситуация пе­ рекликается с педагогической практикой середины и второй половины XIX в. Сегодня существует огромное количество букварей и азбук, дидак­ тических пособий, методических указаний к обучению грамоте для учи­ телей и родителей. Наверное, это закономерно: процесс модернизации °бразования требует накопления критической массы, чтобы произошел Качественный скачок в теории и практике. С этой целью, очевидно, Ми­ нистерство образования Российской Федерации почти каждый год увели­ чивает список учебников по обучению грамоте, которые могут приме­ няться в наших школах в качестве стабильных. Однако многие проблемы 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=