ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность М. Н. йуаина Екатеринбург «РАМКИ ОБРАЗОВАНИЯ СТАРЫЕ, А ПОТРЕБНОСТИ НОВЫЕ» Мы не знаем и не можем знать того, что нужно будущим поколениям, но мы чувствуем себя обязанными и хотим изучить эти потребности. Л. Н. Толстой Слова вынесенные нами в заголовок [1, 3 8 4 ], принадлежат Л. Н. Толстому, в самом начале 1860-х годов вступавшему на новое для себя поприще, когда ему становилось страшно и за себя, и за те мысли, которые он вырабатывал годами и которые считал истинными, о чем писал в статье «О народном образовании». Уже первые его обобщения убеждали в том, что образование отстает от жизни, от потребностей человека и общества. Чем же иначе можно объяснить противоречие: «Народ кочет образования, и каждая отдельная личность бессознательно стремится к образованию. Более образованный класс людей — общества, правительства — стремится передать свои знания и образовать менее образованный класс народа. Казалось, такое совпадение потребностей должно было бы удовлетворять как образовывающий, так и образовы вающийся класс. Но выходит наоборот. Народ постоянно противодей ствует тем усилиям, которые употребляют для его образования общество или правительство... и усилия эти большей частью остаются безуспешны ми»? (4 ). Эти наблюдения касались не только отечественного образова ния, но и немецкого, французского, североамериканского: «...детей везде почти силою заставляют идти в школу, а родителей, строгостью закона или хитростью — предоставлением выгод, заставляют посылать своих детей в школу; а народ сам собой везде учится и считает обра зование благом... Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для ды хания» ( 5 ). 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=