ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

экологии человека, его души и духовности. Взаимосвязь человека с окру­ жающей средой, нормальная жизнедеятельность людей в современном мире достижимы путем понимания явлений внешнего мира в контексте духовных потребностей, развития нравственности личности. «Вернуться к природе» необходимо для развития чувствования нераздельности с ней. Эта воспитательная задача трудна, но достижима, согласно Л. Н. Толстому, через раскрытие и познание божественно-человеческой сущности людей, физическое и духовное самосовершенствование, «дорасгание» до Бога через нравственную свободу и ответственность, любовь и правду. «Не в силе Бог,— писал Толстой,— а в правде», и путем непротивления злу насили­ ем, путем добра можно создать Царство Божие на Земле. Актуальность педагогики Л. Н. Толстого состоит в том, что она помогает открыть людям путь к самосовершенствованию, к обретению внутренней нравственной свободы, ответственности, твердости духа и юли. Толстой рано обнаружил драматизм «потери души» человека путем све­ дения духа к материи, приравнивания человека к вещи, к объекту, ук­ ладывания жизни в логическую схему. Он стоял у истоков утверждающейся в настоящее время идеи духовного образования, нравственного развития как фундамента картины мира, смысла жизни личности и общества. Тол­ стой говорил, что ориентация человека на цели, связанные только с лич­ ным существованием, извращают смысл жизни, разумную деятельность человека, так как из человеческого знания исчезает «самая важная и закон­ ная область деятельности человека — знание того... что человек должен де­ лать для того, чтобы ему самому было счастливее и лучше». Сущность антропоэкологического мировоззрения состоит в пони­ мании того, что ценности не существуют сами по себе. Чтобы вернуть чистый воздух и чистую воду, прежде надо развить человеческий разум как более нравственный, духовный. Экология разума — это работа по прояснению смысла жизни, экологии души. Так антропоэкология как современная наука ведет нас к Л. Н. Толстому — космисту, обосновав­ шему закон любви и закон ненасилия в качестве основы оптимистичес­ кой этики человеческого достоинства. А— XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 48

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=