ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Педагогическое наследие Л.Н. Толстого и современность 1,1 q П. Ошуркова Екатеринбург ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ Л. И. ТОЛСТОГО и АНТРОПОЭКОЛОГИЯ Проблемы воспитания нравственности, духовности, как и предвидел Л. Н. Толстой, стали глобальными проблемами человечества. Он считал, что утрата духовных ценностей как смыслообразующего начала жизнеде ятельности ведет к нравственной деградации личности, поэтому говорил о новой педагогике — педагогике ненасилия. Чтобы отношение к окру жающему миру стало другим — духовным, нравственным — необходимо новое воспитание. Толстой писал: «Права воспитания не существует, не признавало и не будет признавать его все воспитываемое молодое поко ление, всегда и везде возмущающееся против насилия воспитания. Наси лие в деле воспитания и развития употребляется только вследствие по спешности и недостатка уважения к человеческой природе». Свободное развитие детей, согласно Л. Н. Толстому, должно быть руководящим принципом воспитания и образования. «Воспитание спасет мир» — в этом состояла его вера, оно двигает человечество к нравственному прогрессу, этическому сознанию. Педагогика Л. Н. Толстого опередила время по этическому содер жанию. Его идеи ненасилия сегодня все больше востребуются в самых Различных областях жизни, в том числе антропоэкологии, потому что Жизнь требует экологически грамотного человека с развитым антропо- экологическим сознанием. В современном обществе загрязнение природной и социальной среды приняло угрожающий характер. Мир неуклонно движется к экологической катастрофе, предотвратить которую может только сам экологически мысля щий человек. Эти проблемы стали предметом изучения антропоэкологии — 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=