ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

le a r n in g ), которое понимается как свобода от ограничений в процессе обучен ия, опора на собственные потребности, желания и возможности обучающегося. Наиболее социально востребованные сегодня качества личности (а к т и в н о ст ь , предприимчивость, целеустремленность) успешнее воспи­ тываются в условиях образовательной самостоятельности. Важнейшей целью образовательной самостоятельности является самореализация лич­ ности, ее «самотворение» (самосовершенствование, по Толстому). Сущ­ ность образовательной самостоятельности заключается в том, что она н ео тч у ж д а ем а от человека и в то же время организованна, непрерывна, системна. В системе андрагогики все более утверждается позиция, со­ гласно которой именно образовательная самостоятельность позволяет выработать индивидуальную образовательную траекторию в профессио­ нальном образовании, которое должно быть индивидуально организован­ ным и осознанным процессом усвоения системы знаний, необходимой для достижения целостности жизни. В контексте андрагогики приобретают новое наполнение и другие педагогические идеи Л. Толстого. Приобретающая все большую популяр­ ность педагогика сотрудничества (С. Соловейчик, В. Шаталов, И. Волков, И. Иванов и др.) развивает идею Толстого о том, что учитель для ученика не человек, который заставляет, давит своим авторитетом, а «близкий друг, помогающий разобраться в себе», направляющий процесс на само­ го обучаемого. В андрагогике сотрудничество равных партнеров, озабо­ ченных решением общей задачи,— естественный тип взаимоотношений наставника и взрослого ученика. Субъект-субъектное взаимодействие создает максимальный комфорт в образовательной деятельности. Полноценному личностному развитию способствуют оптимальная включенность в деятельность, успешность в само­ реализации, позитивные межличностные отношения в образовательном процессе. Образование в условиях психологического и интеллектуального комфорта повышает познавательную активность личности, укрепляет положительные эмоции в учебной деятельности, способствует саморазви­ тию. самоутверждению. Взаимодействие в образовательной деятельности, основанной на Принципах сотрудничества, осуществляется в системе «субъект — среда — сУбъект», реализующей идею гармонизации отношений личности и среды в педагогическом процессе, высказанную Л. Толстым. Формирование лично- 0111 определяется не только системой прямых и косвенных педагогических Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность — 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=