ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность -.с*1' И' С. Сергеева Екатеринбург ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Д. И. ТОДСТОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ АНДРАГОГИКИ Происходящие сегодня в России политические, духовные, эконо мические преобразования требуют пересмотра механизмов социального развития на самых разных уровнях, в том числе и в сфере образования, которое является важнейшим фактором социокультурного развития как непременного условия обновления всех аспектов жизнедеятельности об щества. В современной педагогике реализуются основные идеи гуманис тической педагогики Толстого: идеи ненасилия, свободы в образовании, ценностного и личностного подхода к воспитанию, опоры на жизненный опыт обучаемого. Эти идеи актуальны и востребованы современной об разовательной практикой — как. в педагогике, так и в андрагогике, иссле дующей концепции, содержание и методы образования взрослых. Процесс обучения и воспитания взрослых, несмотря на очевидную специфичность, тесно связан с проблемами традиционной педагогики и психологии. Основные цели и определяемые ими функции современного обра зования взрослых сводятся к удовлетворению потребностей: личности — в самосовершенствовании, общества — в формировании социально актив ной личности, способной адаптироваться к меняющимся реалиям, эконо мики — в подготовке компетентного, эффективного работника. Гуманизация образования связана с осмыслением личностно значимой Роли учения, персонализированным знанием, профессиональной и лич ностной самоактуализацией. В этой связи особую ценность представляют Размышления Л. I I. Толстого об ограниченности утилитарного, знаниевого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=