ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

не от учителя к ученику, а от опыта учителя к новому знанию. Таким обра­ зом, педагогическая система Л. Н. Толстого строится на диалоге, на равен­ стве, на опыте, на совместной деятельности ученика и учителя. Толстой считал каждую личность единственной в своем роде. Физи­ ческое и духовное взросление ребенка происходит индивидуально. Ответ на вопрос, как воспитывать, нельзя получить без понимания законов раз­ вития личности. Уже в ранней юности, разрабатывая для себя правила, которыми он стремился руководствоваться в жизни, Толстой отмечал важность для личности человека разума, нравственности, воли. Только их взаимодей­ ствие может привести к Добру, Истине и Гармонии. «Разум,— писал Лев Николаевич,— может догадываться, но определять не может». Лишь нрав­ ственность, основанная на свободном единении Я с окружающим ми­ ром, определяет направленность личности ребенка. Как талантливый психолог Л. Н. Толстой выстроил теорию форми­ рования понятий в сознании ребенка, опередив психологическую науку почти на полвека (теория формирования понятий будет предложена Л. С. Выготским в 20-е гг. XX в.). Толстой создает Книги для чтения, руководствуясь свойственными народу принципами простоты и естествен­ ности. Литературное произведение создает коммуникативную цепочку: от автора — к собеседнику (читателю) — к действующему лицу, включая сознание ребенка в художественный мир, созданный писателем. В про­ изведениях для детей Толстой отрабатывает понятийный аппарат, ис­ пользуя различные операции мышления (анализ, синтез, сравнение, обоб­ щение и т . д .), формируя нравственные представления и направляя все это в русло волевого усилия. Построение четырех Книг для чтения отражает все этапы восхож­ дения детского сознания к духовному прозрению, начиная с простейшей басни «Муравей и голубка» и заканчивая рассказом «Кавказский плен­ ник», одним из любимых Толстым произведений, являющихся образцом многозначности при внешней простоте и ясности рисунка. Каждый но­ вый рассказ углубляет понятие, раскрываемое в предыдущем; от рассказа к рассказу увеличивается количество и сложность операций мышления, возникают новые ситуации, требующие нравственного осмысления, что в конечном итоге способствует становлению личности. Международные Толстовские чтения. Часть 2 42

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=