ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
f^Яагогическое наследие А. Н. Толстого и современность Н А. Левитская Тила ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ТОЛСТОВСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ Духовный облик России формировался под воздействием трех исто рических и этнических сил: христианской Византии, исламских народов, соседствующих со славянами, и коренного языческого населения, что положило начало некоему уникальному образованию — Евразии, которое обозначает не материк и не континент, но идею, отраженную в русском пространстве, русской культуре. Именно здесь сформировалась культура, способная выдерживать перегрузки, превышающие норму, и восстанав ливаться в кризисных условиях. Современное общество, переживающее социально-культурные катаклизмы, породило проблему национального возрождения. Каждая кризисная эпоха акцентирует внимание на вопросах, связанных с соци ализацией, что предполагает о'смысление формирования определенного типа личности, а также исследование механизмов и способов ее воспита ния. Подобные проблемы с особой остротой были поставлены перед общественной мыслью во второй половине XIX в. И именно в России, в стране, где деспотия всегда приобретала варварское выражение, была сформирована модель воспитания свободной личности. Эта модель на- Шла выражение в педагогических исканиях Л. Н. Толстого. Актуальность толстовской идеи ненасилия подтверждается решени- ем ООН, предложившей превратить концепцию устойчивого развития Щества в систему духовных и профессиональных установок человечества h объявившей 2000—2010 гг. Десятилетием культуры ненасилия. Л. Н. Толстой предполагал, что воспитание спасет мир; его педагоги- является краеугольным камнем учения и неотделима от философских, 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=