ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
ми и большим мясистым носом напоминал ломового извозчика» 1 2, 9 9 ). Эпитеты «мрачный великан», «ломовой извозчик» намекают на «мутную» душу героя, что дополняется и упоминанием о его «мут ных глазах». У хозяйки Валерьяна М. «волчья шея и оловянные глаза» — во всем бесчувственность, омертвение души. У графа Загорского новый секретарь — «старый, засушенный гриб темно-коричневого цвета..» [2, 991 ■Графиня его назвала «заморенным зайцем». Все сме шалось в романе: слоны, зайцы, ослы, грибы, вешалки, круги и звездо носцы. Единственная героиня, имеющая «лучистые глаза», — Лидия Константиновна. Взгляды, мимика в произведениях Толстого — средство ведения «не мых диалогов», раскрытых в авторском повествовании: «Встретив его взгляд, лицо Анны вдруг приняло холодно-строгое выражение, как будто она говорила ему: Не забыто. Все то же». Незаурядность героинь отчет ливо видна по сравнению с их избранниками, что проявляется и в порт рете. Свет в глазах, характерная черта внешности облика Лидии, не свой ственен ее возлюбленному. Стахеев, знакомя читателя с Валерьяном, пишет, что он «молодой человек лет двадцати шести...», и отличает его то, «...что душевного спо койствия он давно лишен» [2, 34]. Внимание привлекают «цветные пер чатки» — желание обратить на себя внимание окружающих, но оценка автора «так себе» указывает на тщетность усилий. «Черты его смуглого лица были крупные, взгляд смелый, борода черная, как смоль, густая и шелковая, но не большая, а так себе». Писатель сопровождает внешнее описание героя своей субъектив ной оценкой. Валерьян постоянно прячет свой взгляд: «Он молчал, поту пив взгляд, не смел взглянуть ей в глаза» [2, 148]; «Он смотрел на нее исподлобья, губы сжимал так крепко...» [2, 148]; «...кидал на жену злоб ные взгляды» [2, 157]. Так же, как и Лидия, Валерьян после женитьбы изменился: «Он имел мрачный вид, волосы были всклочены, брови на хмуренные, выражение глаз угрюмое» [2, 160]. «Валерьян Михайлович ни к графу, ни к графине не испытывал ни тени уважения... ненавидел их. Порицал он и Лидию Константиновну. Сам Валерьян не мог решить, кого он любит: ее или ее деньги, а может самого себя» [2, 65]. Валерьян не смог соотнести свои возможности с амбициями, поэтому уничтожает не только свою душу, но и душу возлюбленной. Краеведческие и музееведческие аспекты, hieCL 363
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=