ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 описания ее внешности, кроме оговорки «она была красива». Анна те­ перь «другая». Автор сначала влюблен в свою героиню, любуется ее «чер­ ными завитками на затылке», а потом начинает ненавидеть. Уже в деталях портрета Анны читатель улавливает стремление Тол­ стого передать изменяемость, «текучесть» человеческой психики. Д. И. Стахеев и Л. Н. Толстой используют в своих романах психологический портрет, через который передают душевное состояние своих героев. При всей динамичности подхода к портрету формы выражения динамики различны. Стахеев использует лейтмотивный способ введения портретных характеристик в текст. Яркий пример тому — неоднократно повторяющиеся на протяжении романа упоминания о лучистых глазах’ Лидии. В основе портрета Анны — изображение глаз и улыбки, которые постоянно изменяются. У Анны на балу «...блестящие глаза, нежная улыб­ ка... в глазах ее вспыхивал радостный блеск, и улыбка счастья изгибала ее румяные губы» (3, 89], а в театре «...в блестящих глазах было напряжен­ ное внимание, и в речи и в движении была нервная быстрота, говорила, чуть улыбаясь...» [3, 565]. Пластика как средство изображения персонажа была введена в русскую прозу Тургеневым: этот прием мы находим и у Стахеева, и у Толстого. У Стахеева Лидия Константиновна «...тревожилась за себя, как бы опять не вспыхнуть при входе в столовую...» [2, 46]. Перед побегом Лидия «...то краснела, то бледнела, глаза такие странные..» [2, 95]. «Лидия Константиновна побледнела и схватилась за свою недопитую чашку, точно за якорь спасения., с таким испугом в глазах, точно в эти двери должен вот- вот кто-то войти и по меньшей мере объявить ей смертную казнь» [2, 92]. Л. Н. Толстой в описании Анны Карениной неоднократно упоминает о ее прелести: «Она была прелестна., прелестны ее полные руки с брасле­ тами, прелестная твердая шея... прелестны вьющиеся волосы, легкие движе­ ния маленьких рук и ног, прелестно красивое лицо...» [3, 68]. Портреты, которые дает Стахеев, всегда сопровождает тонкое ав­ торское истолкование. Мать Лидии Константиновны графиня Поликсена Григорьевна представлена так: «...большая постница... впалые щеки, гор­ батый нос, светлые глаза и серо-пепельного цвета волосы... ее фигура представляет собою... одни кости, да платье на ее плечах висело, как на вешалке» [2, 39]. Графиня — вешалка. На каждой вешалке есть острые крючки. Брат Валерьяна Михайловича Анемподист — «мрачный вели­ кан... высок ростом, сутуловат, широкоплеч, с мутными близорукими гла- 362

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=