ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Карениной» и выражал сочувствие писателю и его семье по поводу смерти их сына. В данной работе нас интересует только один вопрос творческого сближения писателей — их отношение к портрету героя. В литературе существует две формы портретов: статичный и динамичный. Главным объектом художественного изображения для Стахеева и Толстою был психологический процесс в его постепенном развитии. Писатели исходили из того, что человеческая психика изменчива и диалек­ тична: «...человек есть все, все возможности, есть текучее вещество». Оба автора используют динамичный портрет. У Стахеева главная героиня ро­ мана «Избранник сердца» Лидия «живая, веселая, улыбающаяся... Ее глаза всегда с оттенком задумчивости искрились... Черные красивые брови хмури­ лись» [2, 4 2 ]. После замужества Лидия Загорская изменяется — это рке не та «живая, самостоятельная, решительная девушка, а другая, тихая, с грустной улыбкой, странными глазами» [2, 129]. Автор больше не вос­ хищается блеском ее глаз: «Лидия полулежала на кушетке, закрыв глаза» [2, 149]. И веки ее глаз «имеют подозрительную красноту» [2, 140], но Дмитрий Иванович не может не заметить: «Какая она красавица и какая кроткая» [2, 124]. Отсутствие света в глазах — несомненный при­ знак нежизнеспособности, близящейся смерти: «...около глаз образовались темные впадины — словом, на ней лежала печать смерти» [2, 169]. Описанию психологического процесса Дмитрий Иванович подчи­ няет все: и портрет, и диалог, и монолог, и анализ действий и поступков, «Текучесть» человеческой психики мы можем обнаружить и в портрете Лидии Константиновны Загорской. С Карениной мы знакомимся, когда она выходит из поезда: «Блес­ тящие, казавшиеся темными от густых ресниц глаза., сдержанная ожив­ ленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы» [3, 83]. Порт­ рет, который дает Толстой, более подробен, он включает в себя описание фигуры, цвета волос и одежды: «Легкие шаги, грациозная фигура в чер­ ном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи» [3, 85 ]. Анна, открытая миру и жизни, сильно изменяется, когда страсть проникает в ее сердце, но не утрачивает нравственного ядра. Любовь Анны к Вронскому отражается в блеске глаз: «Она долго лежала неподвижно, с открытыми глазами, блеск которых, ей казалось, она сама в темноте видела» [3, 489 ]. После описания разрыва Анны с Карениным Толстой не дает больше подробного Краеведческие и музееведческие аспекты. иl,iC— 361

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=