ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
очень близко, сначала из окна часовой мастерской пересекающим со свитой границу Франции и Германии, затем в походе и сражениях, и каждый раз дает его портрет, отмечая в его лице и во всей фигуре то спокойствие и холодность, то подавленность и озабоченность в пред чувствии надвигающихся бед. Отрицательное отношение к Наполеону у Толстого осталось на всю жизнь. Спустя двадцать с лишним лет после окончания «Войны и мира» он писал о нем: «Светлых сторон не найдете, нельзя найти, пока не исчерпают ся все темные, страшные, которые представляет это лицо». Авторы — граждане страны, долгие годы считавшей Наполеона сво им кумиром, не могли в произведениях говорить о нем точно так же, как Толстой, видя в нем олицетворение эгоизма и зла. Оставаясь верными действительности, они повествуют о том, что их войска шли в бой с криками «Да здравствует император!», не только подчиняясь воинской дисциплине, но и находясь в состоянии эйфории, под влиянием славы Наполеона как великого полководца. Отсюда наряду с пониманием па губной роли Наполеона в истории Франции и всей нации в романах отражено народное признание в этой личности чувства раскаяния и здра вого смысла, напрочь отрицаемых Толстым. Вот как они говорят об этом в «Ватерлоо» устами своего героя Жозефа Берта: «Едва мы успели перевести дух, как Император вышел из... мельницы, в сопровождении трех или четырех генералов и двух старых крестьян в блузах, державших в руках шапки. Тогда по дивизии прокатилось: “Да здравствует Император!”, и я хорошо его разглядел, так как он проходил совсем близко от меня, напротив батальона. < ...> Он стал намного толще и желтее с тех пор, как я видел его в Лейпциге. Если бы на нем не было серого плаща и шляпы, его трудно было бы узнать: он очень постарел, и у него впали щеки. Бесспорно, причиной этому были огорчения, которые он испытал на острове Эльба, раз мышляя об всех ошибках, которые он совершил, так как это был человек, умеющий сознавать свои ошибки: он разрушил Революцию, которая его дер жала, он призвал эмигрантов, которые ничего не хотели от него, он женился на принцессе, которая осталась в Вене, он стал просить советов у самых боль ших врагов своих... Наконец, он привел все в такое состояние, в каком оно было до Революции... Ему оставалась только армия; если бы он потерял ее, все было бы потеряно для него, потому что в самой нации одни хотели свободы... другие жаждали порядка и мира...» [15]. А вот что мы читаем у Толстого: «...никогда, до конца жизни своей, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих Краеведческие и музееведческие аспекты л|с<— 357
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=