ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

простого стрел 1 са Зебеде, впоследствии произведенного в сержанты, ко­ торый сражался, а потом нес на себе больного, ослабевшего от лихорадки своего земляка Жозефа Берта. Эго от их имени, простых людей — ремесленников, крестьян — идет рассказ об исторических событиях, которым посвящены романы. Авторы подчеркивают, что основной движущей силой в истории являет­ ся народ и что правда может быть высказана только его устами. Жозеф Берта так и говорит: «...каждый должен рассказать то, что видел сам: таким образом мир может узнать правду» [5]. Через восприятие Берта и его друга Зебеде даны все военные сцены в романах, начиная с рек­ рутского набора, походной жизни армии и заканчивая сражениями под Лейпцигом, Дрезденом и Ватерлоо. «Нехорошо в беллетристике — описание от лица автора,— говорил Толстой в старости,— Нужно описывать, как отражается то или другое на действующих лицах» [6]. Такого же мнения Толстой придерживался и в молодости. Еще перед вступлением на литературное поприще он познакомился с произведениями французского романиста Стендаля — участника похода наполеоновской армии в 1812 г. Стендаль произвел на него глубокое впечатление реалистическим показом войны. И хотя Тол­ стой сам видел настоящую войну, будучи на службе в Крыму и на Кавказе, влияние Стендаля сказалось в «Войне и мире» при описании Бородинской битвы через восприятие Пьера Безухова, как у Стендаля в «Пармской оби­ тели» сражение при Ватерлоо дано сквозь призму сознания главного героя Фабрицио, переезжающего поле боя. Толстого заинтересовала мысль описать сражение с точки зрения человека мирного, чуждого военной славы и почестей. На эту мысль его могло навести и чтение произведений Эркман-Шатриана, где такими наблюдателями были сами участники боя, далекие от захватнической политики своих повелителей. Говоря о типах французских солдат, нарисованных в сочинениях Эркман-Шатриана, нельзя не упомянуть образ Жана Бюша из романа «Ватерлоо» — забитого постоянной нуждой молодого крестьянина из далекой деревушки. Бюш, даже в мирное время редко видевший хлеб и питавшийся только вареной и печеной картошкой, был вначале обра­ дован тем, что призван в армию, где ему полагался солдатский паек. Но познав трудности походной жизни и ужасы войны, когда на каждом шагу его подстерегала смерть, он стал жалеть о мирной, хотя и тяжелой крестьянской судьбе. Не имея надежды вернуться домой, перед новой Краеведческие и музееведческие аспекты. 351

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=