ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Известно, что в начальных вариантах романа Толстой неоднократ­ но возвращался к описанию исторических событий, к показу широких временных границ «между французской революцией и пожаром Моск­ вы». Отсюда естественен был бы интерес Толстого не только к истори­ ческим сочинениям Тьера, но и к произведениям, авторы которых пре­ ломляют эти события через свое художественное сознание, в частности к романам Эркман-Шатриана. В них он мог найти не внешнее описание фактов, за что он часто осуждал историков, но справедливое их освеще­ ние, «угадывание их внутренней стороны». «Каждый исторический факт необходимо объяснить человечески и избегать рутинных исторических выражений»,— писал Толстой еще в 1853 г. Авторам «национальных» романов удалось избежать «рутинных выражений», хотя и приходилось постоянно прибегать к исследованиям известных источников, чтобы не сбиться в хронологии. Путь, проделанный их героем Жозефом Берта во время наполео­ новских походов 1813—1815 гг., был целиком взят из записной книжки капитана Видаля, найденной в его бумагах после его смерти в 1845 г. Факты, описанные в этой книжке, были сверены с данными архивных документов военных лет. Что касается анекдотических фактов и случаев обыденной жизни солдат, Эмиль Эркман брал их из рассказов ветеранов и своего отца Филиппа Эркмана — бывшего военного музыканта, перво­ го горниста, служившего в армии Наполеона и вынужденного после па­ дения с лошади выйти в отставку. Работая над началом романа, Толстой переходил от исходного жанра— обычного романа с главным героем, с завязкой и развязкой — к жанру хроники большого масштаба, т. е. от семейного к военно-семей­ ному роману и был «намерен провести своих героинь и героев через исто­ рические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов». В предисловии он говорил: «Развязки отношений этих лиц я не предвижу ни в одной из этих эпох... Я старался только, чтобы каждая часть сочинения имела неза­ висимый интерес». Что мог найти Толстой в этом плане в произведениях Эркман-Шат- риана? Каждый из этих романов является законченной частью, хотя «Ва­ терлоо» уже в заглавии назван продолжением «Рекрута 1813 года». В них действуют одни и те же лица. Эго часовой мастер Гульден, подмастерье Жозеф Берта, его невеста, а потом жена Катерина, ее мать Гредель и друзья-однополчане Жозефа. Они живут в эпоху Наполеона и являются _______________ Краеведческие и музееведческие аспекты.. 1,1 ^ 349

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=