ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Эркман родился в семье книготорговца, изучал право в Париже. Шат- риан — потомок итальянских стеклодувов, осевших во Франции, окончил коллеж в Фальцбурге, где и познакомился с Эркманом. Эльзасцы родом, они оба были убежденными антибонапартистами и республиканцами. Ими создано множество сказок для детей, рассказов, повестей, романов, пьес, изображающих быт Эльзаса и Лотарингии, сцены народной жизни. Успех к ним пришел в 60-е годы, когда они опубликовали серию «национальных» романов. В них нашел отражение общенародный про­ тест против милитаристской политики наполеоновской империи. Писатели ведут повествование от имени своих героев: крестьян, ремесленников, солдат. В романах этой серии «Рекрут 1813 года» и «Ватерлоо» Эркман- Шатриан рассказывает о судьбах простых людей, которым завоеватель­ ная политика Наполеона принесла лишь горе и страдание. Это история скромного эльзасского юноши, призванного, несмотря на хромоту, в армию вскоре после поражения Наполеона в России. Авторы отказываются от романтизации в описании знаменитых сражений под Лейпцигом и Дрезденом. Для них важны не причины тех или иных действий Наполеона, а связь крупных исторических собы­ тий с нуждами и потребностями народа. Судьба маленького человека, сотканная из будничных радостей и горестей, является зеркалом судьбы всего народа, что подчеркивается заключительными словами героя романа «Рекрут 1813 года», объясняю­ щего цель своего рассказа: «...это поможет открыть глаза молодежи на тщетность военной славы и покажет ей, что нет для людей большего счастья, чем мир, своБода и труд...» [1]. Демократизм и реалистическая направленность произведений Эрк- ман-Шатриана привлекали к себе внимание многих их выдающихся современников. Во Франции они получили высокую оценку Э. Золя, Ж. Клареси, М. Барреса, Ж. Кассу, Ж Гольмье, А. Ламартина Последний писал по поводу «Истории рекрута 1813 года»: «Вот роман настоящий, как природа, этот роман фотографический, если молено так выразиться..> [2]. Горячий отклик сочинения Эркллан-Шатриана нашли и у русских кри­ тиков 60-х годов. Д. И. Писарев посвятил целую статью анализу их романа «История одного крестьянина». Статья вышла под названием «Французс­ кий крестьянин в 1789 году». В ней критик отмечал сильные стороны реали­ стического творчества авторов и указывал, что писатели стремятся сделать события истории назидательными для широких масс, напоминая о том, что Краеведческие и музееведческие аспекты. ,|й<~ 347

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=