ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
После 1917 г. в бывшем уже доме Горталова разместилась 6-я Со ветская школа 1 ступени, но память о проживании здесь великого писа теля была сильна, и школе было присвоено имя А. Н. Толстого. В 1920-е годы дом некоторое время был жилым, потом в нем вплоть до 1992 г. размещался детский сад, пока не назрела необходимость его капитального ремонта. На этом история бывшего дома Горталова заканчивается, и начина ется История музея Л. Н. Толстого. В настоящее время усадьба утратила первоначальный архитектурный облик, не сохранились ее первоначаль ные границы и планировочная структура. У левой границы и на месте сада в советское время возникли новые строения, историческая застрой ка в значительной степени разрушена. Главный дом, 13 января 1961 г. согласно Постановлению Совета министров ТАССР № 21 поставленный на государственную охрану как памятник истории и культуры, находит ся в аварийном состоянии. Несмотря на Постановление о создании му зея, ни в 2001, ни в 2002 гг. никаких средств на его ремонт и содержа ние не выделялось. Национальный музей Республики Татарстан своими силами, средствами, в том числе финансовыми, начал работу по двум направлениям: научно-исследовательском и историко-архитектурном. Для обоснования самой идеи создания музея Л. Н. Толстого в Казани и сис тематизации источников по теме была сформирована творческая группа, состоящая из сотрудников Национального музея Республики Татарстан и его филиалов, которая параллельно со своей основной работой разраба тывает тему «Лев Толстой и Толстые в Казанском крае». В течение двух лет изучались фонды Национального музея и Национального архива Рес публики Татарстан, Научной библиотеки Казанского государственного университета, Государственного музея Л. Н. Толстого и Музея-усадьбы «Ясная Поляна». В результате этой работы появился первый музейный документ — «Концепция создания музея Л. Н. Толстого в Казани», в котором излагались основные идеи и положения относительно будуще го музея. В ноябре 2002 г. Научно-методический совет Национального музея Республики Татарстан принял концепцию, а вскоре и издал ее отдельной брошюрой, сделав достоянием общественности, чтобы с исто риографией вопроса могли ознакомиться не только специалисты и музе еведы, но и широкая публика. Каким должен быть казанский музей пи сателя? Какие темы и проблемы будут освещаться? Ведь все прекрасно понимают, что этот музей будет не похож на другие толстовские музеи уже потому, что создавая его в XXI в., мы не обладаем ни мемориальными Краеведческие и музееведческие аспекты... 323
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=