ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

В 1901 г. в ходе противостояния Л. Н. Толстого и Церкви именно через ТЕВ озвучивалась официальная точка зрения Русской Православной Церкви; ведомости стали ареной борьбы с «богоотступником Толстым», рупором духовенства и паствы, активно реагировавших на главный духовный конфликт начала XX в. Безусловно, сведения, содержащиеся в ТЕВ, носят субъективистский характер, так как отражают прежде всего позицию Церкви. Но при этом необходимо учитывать, что в общем объеме информации, извлека­ емой из исторического источника, «информация скрытая превышает ин­ формацию выраженную. Это обусловлено тем, что взаимосвязей, прису­ щих тем или иным объектам, явлениям и процессам, всегда намного больше, чем непосредственно характеризующих их признаков. При этом с увеличением объема извлекаемой информации объем скрытой инфор­ мации растет значительно быстрее, чем выраженной» [3]. В апреле 1901 г. епархиальные ведомости публикуют «Послание Святейшего Синода верным чадам Православной Грекороссийской Церкви о графе Льве Толстом», в котором сказано: «И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой... < ...> ...в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной» [4 ]. К «соблазну и ужасу всего православного мира» Лев Толстой «про­ поведует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Право­ славной Церкви и самой сущности веры Христианской. < ...> Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с ней. < ...> Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2, 25)» [5]. Далее ТЕВ приводят тексты писем, которыми обменялись жена писа­ теля, Софья Андреевна, и митрополит Антоний. Графиня Толстая с «горестным негодованием» встретила послание Синода: «Это не дело лю­ дей, а дело Божье. Жизнь души человеческой, с религиозной точки зрения — никому, кроме Бога, неведома и, к счастью, не подвластна. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 302

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=