ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Наряду с этим неделание рассматривается Толстым и как «отказ» от внешней деятельности, не имеющей нравственного значения и духовной цен­ ности. «Для истинного двтокения жизни,— замечает Толстой,— не только не нужна, но вредна внешняя суетливая деятельность... Главный вред человече­ ству не от праздности, от делания того, что не нужно и вредно» [7]. Все это подводит Толстого к необходимости обоснования усилия неделания как базовой установки в борьбе со злом. Главный смысл «от­ рицательного» усилия Толстой усматривает, прежде всего, в том, чтобы стать свободным от инерции жизни , от внешней причинно-следствен­ ной зависимости. «Для того, чтобы наступило Царство Божие,— подчер­ кивает он,— людям нашего времени нужно одно: нравственное усилие... Усилие это не есть усилие движения, усилие открытия нового миросо­ зерцания, новых мыслей и совершенно особенных новых поступков. Уси­ лие, которое нужно для вступления в Царство Божие или в новую форму жизни, есть усилие отрицательное (здесь и далее курсив наш. — Ч. Б.), усилие исследования за потоком, усилие неделания поступков, не соглас­ ных с внутренним сознанием» [8]. Отрицательное усилие неделания готовит почву для положительных усилий сознания, непосредственно проявляющихся в борьбе с грехами, со­ блазнами и суевериями. Положительные усилия — это «усилия мысли». Согласно Толстому, нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий «теле­ сными усилиями». Избавиться от них можно только усилиями мысли, ибо все великие перемены в жизни человека и всего человечества и совершаются в мысли. Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, считает Толстой, должна произойти прежде всего перемена мысли. Определяя условия борьбы с грехами, соблазнами и суевериями, Толстой устанавливает следующую зависимость: усилие самоотречения освобождает людей от грехов, усилие смирения — от соблазнов, усилие правдивости — от суеверий [9]. Самоотречение, смирение и правдивость рассматриваются Толстым Как основные позиции нравственного совершенствования — на пути к выс­ шим образцам духовной жизни: святости, юродству, мудрости,— кото­ рые являются необходимым условием непротивления. Естественно, что не Каждый самоотверженный, смиренный и правдивый человек является «непротивленцем», но каждый «непротивленец» непременно должен обладать качествами самоотречения, смирения и правдивости. Без них Человек просто не сможет найти в себе силы не противиться злому либо же Л. Н. Толстой как философ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=