ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Наряду с этим неделание рассматривается Толстым и как «отказ» от внешней деятельности, не имеющей нравственного значения и духовной цен ности. «Для истинного двтокения жизни,— замечает Толстой,— не только не нужна, но вредна внешняя суетливая деятельность... Главный вред человече ству не от праздности, от делания того, что не нужно и вредно» [7]. Все это подводит Толстого к необходимости обоснования усилия неделания как базовой установки в борьбе со злом. Главный смысл «от рицательного» усилия Толстой усматривает, прежде всего, в том, чтобы стать свободным от инерции жизни , от внешней причинно-следствен ной зависимости. «Для того, чтобы наступило Царство Божие,— подчер кивает он,— людям нашего времени нужно одно: нравственное усилие... Усилие это не есть усилие движения, усилие открытия нового миросо зерцания, новых мыслей и совершенно особенных новых поступков. Уси лие, которое нужно для вступления в Царство Божие или в новую форму жизни, есть усилие отрицательное (здесь и далее курсив наш. — Ч. Б.), усилие исследования за потоком, усилие неделания поступков, не соглас ных с внутренним сознанием» [8]. Отрицательное усилие неделания готовит почву для положительных усилий сознания, непосредственно проявляющихся в борьбе с грехами, со блазнами и суевериями. Положительные усилия — это «усилия мысли». Согласно Толстому, нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий «теле сными усилиями». Избавиться от них можно только усилиями мысли, ибо все великие перемены в жизни человека и всего человечества и совершаются в мысли. Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, считает Толстой, должна произойти прежде всего перемена мысли. Определяя условия борьбы с грехами, соблазнами и суевериями, Толстой устанавливает следующую зависимость: усилие самоотречения освобождает людей от грехов, усилие смирения — от соблазнов, усилие правдивости — от суеверий [9]. Самоотречение, смирение и правдивость рассматриваются Толстым Как основные позиции нравственного совершенствования — на пути к выс шим образцам духовной жизни: святости, юродству, мудрости,— кото рые являются необходимым условием непротивления. Естественно, что не Каждый самоотверженный, смиренный и правдивый человек является «непротивленцем», но каждый «непротивленец» непременно должен обладать качествами самоотречения, смирения и правдивости. Без них Человек просто не сможет найти в себе силы не противиться злому либо же Л. Н. Толстой как философ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=